We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Russian Literary Language

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Sutorius, Konstantin

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса слушатели знакомятся с историей русского литературного языка от эпохи Киевской Руси до современности, анализируют ключевые тексты, отражающие характерные языковые черты различных эпох и стилей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с историей русского литературного языка от эпохи Киевской Руси до современности
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу ключевых текстов, отражающих характерные языковые черты различных эпох и стилей
  • Способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения историко-культурных проблем, связанных с эволюцией литературного языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
  • Студент демонстрирует знание основных категорий, связанных с изучением истории языка в контексте истории культуры
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания об истории литературного языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие литературного языка.
  • Эпоха церконославянского / восточнославянского билингвизма
  • Кризис средневековой языковой традиции / эпоха барокко
  • Язык нового времени: новые принципы стилевой и жанровой дифференциации
  • Язык современности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится письменно в аудитории. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов. Объем ответа на каждый вопрос: 1-1,5 стр. (250-400 слов).
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Доклад
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.21 * Аудиторная работа + 0.28 * Доклад + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — Москва : Вузовский учебник, 2009. — 267 с. - ISBN 978-5-9558-0079-0. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/149899
  • Николаева, Т. (2008). Нерешенные Проблемы Истории Русского Литературного Языка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D66D9E6F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К Вопросу О Падении Редуцированных Гласных В Древнерусском Языке: Хронология, Фонологический Механизм, Отражение В Памятниках. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7071B949

Авторы

  • Духанина Алена Владимировна
  • Суториус Константин Владимирович