We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontolinguistics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Воейкова Мария Дмитриевна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса "Онтолинвистика" студенты знакомятся с основными этапами изучения детской речи в России и за ее пределами, узнают о периодизации языкового развития ребенка, получают представление об источниках данных по речевому онтогенезу. Предметом внимания становится ряд теоретических положений различных психолингвистических направлений, позволяющих обобщить и интерпретировать уже имеющиеся наблюдения. Для сравнения студенты знакомятся с данные речи взрослых, обращенной к ребенку, относящиеся к специальному речевому регистру общения с детьми (РОД). Курс построен преимущественно на основе данных русского языка, однако в нем приводятся примеры из других, морфологически богатых языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
  • Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с основной литературой по теме, понимание различий в теоретических подходах, знание авторства методик и теоретических положений
  • Знание существующих в настоящее время опросников, адаптированных к русскому материалу, знакомство с системой CHILDES, представление о методике экспериментальной элицитации речи
  • Комментирование случаев естественного билингвизма, анализ отставаний у естественных билингвов
  • Определение общей стратегии усвоения языка ребенком по данным спонтанной речи
  • Понимание особенностей доречевого этапа в развитии ребенка, умение анализа протознаков и различение вокализаций
  • Умение анализировать звуковую сторону речи ребенка, определение дефектов речи,
  • Анализ инпута и составление рекомендаций матери по контролю речи, обращенной к ребенку
  • Понимание последовательности освоения морфологических категорий, особенностей употребления ребенком местоимений и местоименных наречий.
  • Понимание современных методик определения уровня развития языковой способности у детей.
  • Способность отличить первые слова от вокализаций, знание фонетических особенностей начального лексикона
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения и современное состояние науки о детской речи.
  • Источники данных детской речи, их сравнительная характеристика.
  • Общая периодизация речевого развития ребенка. Современные методики определения уровня развития языковой способности.
  • Дословесный (доречевой этап) коммуникативной деятельности ребенка.
  • Особенности овладения звуковой системой русского языка.
  • Первые слова ребенка и формирование лексикона
  • Ранний этап овладения языком («преморфология» и «протоморфология»).
  • Индивидуальные, групповые и общие особенности усвоения первого языка
  • Речь, обращенная к ребенку (инпут, язык нянь)
  • Одноязычие и двуязычие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий
  • неблокирующий Блиц
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выпишите и расклассифицируйте речевые особенности данного информанта. Сделайте предположительный вывод о его возрасте (уровне речевого развития).+, особенностях его стратегии и возможных путях исправления замеченных ошибок.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Блиц + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гридина, Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи : учебное пособие / Т. А. Гридина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 151 с. — ISBN 978-5-89349-553-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115843 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tomasello M, K. Abbot-smith, Stefan Th. Gries, Anatol Stefanowitsch, & Corpora Cognitive. (n.d.). 2003 Constructing a Language: A Usage-based Theory of Language Acquisition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E1CE8C5
  • Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна