We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Grammar of the German language in Synchrony and Diachrony

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса прослеживается формирование грамматического строя (включая фонетические процессы, повлиявшие на становление морфологических парадигм), выявляются новейшие тенденции в развитии и функционировании грамматических явлений. Рассматривается материал не только немецкого литературного языка, но и отдельных диалектов. Также учитываются историко-культурные факторы, напрямую или косвенно влиявшие на формирование грамматического строя немецкого национального языка (политическая и конфессиональная раздробленность немецкоязычных земель и статус диалектов, нормализаторская деятельность языковых обществ, развитие классической литературы и т.д.). В результате работы в рамках настоящего курса студенты овладевают навыком критического анализа современных морфологических и синтаксических теорий в германистике, используя современные методы грамматического анализа. К целям курса относится также умение выявлять и анализировать отражение языковых процессов в памятниках немецкой словесноти VIII-XXI вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель дисциплины «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии» состоит в изучении грамматического строя немецкого языка в разные периоды его истории, а также в усвоении знаний и компетенций, необходимых для изучения грамматики современного немецкого языка. Описание современной грамматической системы предполагает объяснение сложившихся закономерностей и многочисленных исключений из правил как результат исторического развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент изучает соотношение внешних и внутренних факторов в разитии языка.
  • Студент анализирует два вида фонетических изменений в истории языка: изменение состава фонем языка и изменения в фонетическом облике морфем и слов
  • Студент анализирует особенности словарного состава разных периодов истории немецкого языка; выделяет "слои" словарного состава, различающиеся по времени и происхождению
  • Студент знакомится с критериями периодизации истории немецкого языка, получает общие сведения о традиционно выделяемых периодов древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, нововерхненемецкого (включая ранненововерхненемецкий) языка.
  • Студент получает сведения о специфике морфологических законов и их проявление в языке; анализирует влияние фонетических изменений на морфологические; осваивает законы аналогии.
  • Студент прослеживает развитие средств синтаксической связи и отдельные синтаксические конструкции в истории немецкого языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Связь истории языка с другими дисциплинами о языке и обществе.
  • Особенности формирования немецкого этноса. Общая характеристика периодов развития немецкого языка.
  • Формирование словарного состава.
  • Формирование фонетического строя немецкого языка
  • Развитие морфологии немецкого языка
  • Исторический синтаксис немецкого языка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Предаставляет собой письменную работу, выполняемую студентом по одной из предложенных тем, объемом 500 -1000 слов. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, выполняемая студентом по одной из предложенных тем, объемом около 2,5 тысяч слов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы эссе. Эссе выполняется студентом вне аудитории. В эссе не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на русском языке и заключается в устной презентации (7-10 минут) итоговых работ студентов. Он включает проверку перевода текстов различных эпох на современный немецкий и русский языки, а также фонетический и грамматический анализ языкового материала из текста. Презентация выполняется на одну из предложенных тем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * Эссе + 0.15 * Доклад + 0.3 * Экзамен + 0.15 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Zifonun, G., & Gunkel, L. (2012). Deutsch im Sprachvergleich : Grammatische Kontraste und Konvergenzen. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448081

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fehringer, C. (2013). German Grammar in Context: Vol. Second Edition. Routledge.
  • Яковлева, Э. (2012). История Нормализаторской Деятельности Немецких Фонетистов (Новый Орфоэпический Словарь Немецкого Языка: Авторы Э.М. Крех, Э. Шток, У. Хиршфельд, Л.К. Андерс, 2009). ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3.2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14159767
  • Яковлюк Александр Николаевич, Катаева Светлана Владимировна, & Поляничко Мария Владимировна. (n.d.). Сравнительно-исторический метод исследования формирования национального немецкого языка в период XII-XVIII столетий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsravnitelno-istoricheskiy-metod-issledovaniya-formirovaniya-natsionalnogo-nemetskogo-yazyka-v-period-xii-xviii-stoletiy

Авторы

  • Бондарко Николай Александрович