We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Reseach Seminar "Sociolinguistics of the Russian City"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Baranova, Vlada V.


Мищенко Дарья Федоровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов первого года обучения в бакалавриате, обозревает разнообразие данных, используемых в современной лингвистике, и способствует выработке профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы в области изучения многоязычия и вариантов русского языка в российском городе. Курс предполагает расширение представлений студентов о функционировании языка в современной городской среде. В рамках научно-исследовательского семинара будет предложено изучить отдельные аспекты лексики и грамматики, характерные для носителей из определенных социальных или возрастных групп, а также для территориальных городских разновидностей, возникающих в регионах тесного языкового контакта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с социолингвистическими подходами к многоязычию современного города;
  • Овладение основными методами исследовательской работы с многоязычными группами или социальными вариантами в русском языке;
  • Приобретение опыта исследования вариантов русского языка в городе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными методами сбора и анализа социолингвистических данных.
  • Понимает роль переменных в социолингвистическом исследовании. Называет основные социолингвистические переменные.
  • Может перечислить основные подходы к изучению языковых контактов, характеризует особенности языковых контактов в городе.
  • Может сформулировать гипотезу о социальном или диалектном различии и сформировать запросы, позволяющие проверить эту гипотезу на данных российского города
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы социолингвистики
    Как собрать и проанализировать данные для социолингвистического проекта
  • Понятие переменных в социолингвистике
    Пол, возраст, статус. Планирование экспериментов с разными вариациями.
  • Языковые контакты
    Подходы к изучению языковых контактов. Особенности языковых контактов в городе
  • Социальная вариативность русского языка
    Понятие социальной вариативности. Подходы к изучению социальной вариативности. Основные исследования в данной области. Влияние социальной вариативности на построение социолингвистического исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в форме представления результатов работы по коллективному исследовательскому проекту. Длительность сообщения – 7-10 минут. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Block, D. (2006). Multilingual Identities in a Global City : London Stories. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=159178
  • Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МИРЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 301с. - ISBN: 978-5-534-10791-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-yazyka-russkiy-yazyk-sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-rasprostraneniya-v-mire-431524

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Михайлюкова Н. В. - СОЦИОЛИНГВИСТИКА: ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-11759-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociolingvistika-yazykovoy-oblik-sovremennogo-goroda-446108