We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Academic Writing (Russian)

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Димитриев Виктор Михайлович


Dukhanina, Alena


Kostin, Andrei

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Академическое письмо» относится к базовой части профессионального цикла подготовки студентов-бакалавров по программе «Филология». Она представляет собой обучение практическим навыкам, необходимым для того, чтобы читать и понимать научные тексты, писать научные тексты и говорить о научных текстах. Дисциплина посвящена формированию у студентов навыков написания академических текстов, таких как реферат, эссе, аннотации, обзор литературы и пр., навыков создания и редактирования докладов и презентаций и навыков корректного составления библиографического описания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубление у студентов полученных в школе знаний в области создания текстов академического характера
  • Формирование у студентов-филологов теоретических знаний по основным жанрам академического письма: реферат, аннотация, рецензия, академическое эссе, обзор литературы, тезисы для научной конференции, курсовая работа, научная статья;
  • Формирование у студентов практических навыков написания учебных и исследовательских академических текстов: конспектов, планов-конспектов, рефератов, аннотаций, рецензий, обзоров литературы, тезисов для научной конференции, курсовых работ, научных статей
  • Формирование у студентов навыков редактирования, создания презентаций и докладов для конференций и научных семинаров
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками реферирования и создания академического реферата
  • Знает особенности научного стиля речи, различает типы речевых и стилистических ошибок, владеет навыками стилистического анализа текста и его (авто)редактирования
  • Владеет навыками реферирования научного текста, составления тезисов и подготовки презентации, умеет представлять доклад в устной форме и участвовать в обсуждении чужих докладов.
  • Владеет навыками аннотирования научных статей, докладов, видеолекций
  • Владеет навыками составления обоснования к научной (курсовой) работе
  • Владеет навыками написания академического эссе
  • Владеет навыками составления обзора научной литературы по избранной теме
  • Владеет разными жанрами академического письма, умеет редактировать чужой текст, умеет составлять библиографическую запись
  • Имеет общее представление о том, что такое академическое письмо, понимает, чем научный стиль отличается от других стилей речи; понимает, что такое плагиат, и знает, как избежать его
  • Владеет навыками составления библиографической записи, умеет исправлять ошибки в неверной библиографической записи, переводить библиографическую запись из одной системы в другую.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Академическое письмо как практическая дисциплина. Научный язык и научный текст. «Чужое слово» в истории литературы и в работе филолога. Плагиат. Правила научного цитирования. Текст как целое и как структура.
    Общая характеристика курса: цели, задачи и проблемы. Место академического письма в ряду других дисциплин. «Чужое слово» как материал литературы; заимствования и подтексты в художественных произведениях. Институт авторства и становление авторского права. «Чужое слово» как материал филологической работы. «Плагиат» как юридическая категория в поле литературы и в системе научного знания. «Оригинальное» и «новое» в научном исследовании и в самостоятельной работе студента. Построение научного текста: логика и система аргументации. Речевые регистры.
  • Конспект, план, план-конспект.
    Необходимость конспектирования прочитанной научной литературы в современных условиях, позволяющих регулярно обращаться к источнику. Основные принципы конспектирования: лаконизм, структурирование, цитирование. Типы конспектов в зависимости от цели их создания. Роль конспектирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
  • Реферирование и научный реферат
    Реферирование как принцип работы с источниками и чужими научными текстами. Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Стилистика научного текста. Механизмы формирования убедительной авторской позиции. Логика и аргументация. Речевые клише научного стиля.
  • Стилистика текста. Основные типы стилистических и речевых ошибок
    Научный стиль и другие стили речи. Стилистические ошибки в академических текстах. Речевые ошибки. Принципы редактирования и авторедактирования.
  • Научный доклад как жанр. Реферативный доклад и его особенности. Тезисы доклада. Основные принципы устного выступления.
    Доклад как устный жанр. Доклад и реферат: сходства и отличия. Реферативный доклад: установка, задачи, структура. Презентация доклада: визуальные средства (PowerPoint) и текст. Тезисы доклада: история жанра и его особенности. Научная конференция как тип исследовательской коммуникации. Основные приемы устного выступления. Способы презентации материала в устном докладе. Правила научной полемики.
  • Принципы библиографического описания. Оформление библиографии и ссылок. Российские и международные библиографические стандарты. Научные библиотеки и электронные базы данных
    Основные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТу и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Правила библиографирования электронных документов. Особенности российских и международных библиографических стандартов и их взаимная переводимость. Электронные ресурсы и базы данных: принципы работы. Библиографический поиск.
  • Аннотация как жанр академического письма
    Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования. Разные типы аннотаций. Принципы составления аннотаций. Структура текста. Принципы подбора ключевых слов для аннотаций.
  • Обоснование темы исследования / курсовой работы. Project proposal. Введение к научной работе.
    Цели, задачи, материал, хронологические рамки исследования. Новизна и актуальность научной проблематики. Необходимость учета научной литературы по теме. Структура введения в научной статье и курсовой работе.
  • Эссе как академический и литературный жанр
    Эссе в англо-американской и в русской академической традиции. Основные принципы создания эссе, логика изложения в эссе. Тезис, его доказательство, антитезис, примеры, вывод. Отличие эссеистики от научных филологических текстов и близость двух этих типов письма. Академическое эссе. Проблемы структуры и стиля.
  • Обзор научной литературы по теме.
    Обзор предшествующих исследований как необходимый элемент научной работы. Типы обзоров и способы структурирования материала: хронологический, проблемный, комбинирование способов. Обзор как синтетический жанр, выявление элементов реферата, аннотации и рецензии в научном обзоре. Информативная и оценочная части обзора: основные принципы.
  • Итоги курса. Повторение. Сопоставительный обзор разных академических жанров.
    Академическое письмо и другие типы письма. Особенности разных жанров академического письма и их взаимосвязь. Редактирование смысловое и стилистическое. Основные трудности в составлении библиографического описания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат научной статьи
    Выполняется письменно дома, объем - 5000-7000 знаков
  • неблокирующий Контрольная работа (работа в классе)
    Выполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 160 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Контрольная работа состоит из трех частей: 1) библиографическая запись (необходимо корректно оформить 5 библиографических записей в соответствии с ГОСТом); 2) редактирование (необходимо исправить речевые стилистические ошибки в 5 предложениях и аннотации); 3) аннотирование научной статьи (необходимо написать аннотацию предложенной статьи, снабдить ее ключевыми словами и библиографическим описанием).
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Аннотация научной статьи (домашняя работа)
    Выполняется письменно, вне аудитории.
  • неблокирующий Аннотация научной статьи (работа в классе)
    Выполняется письменно в аудитории
  • неблокирующий Обоснование темы курсовой работы
    Выполняется письменно, вне аудитории. (3000 зн.)
  • неблокирующий Академическое эссе
  • неблокирующий Обзор научной литературы по избранной теме
  • неблокирующий Библиографический блиц
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Академическое эссе + 0.1 * Аннотация научной статьи (домашняя работа) + 0.05 * Аннотация научной статьи (работа в классе) + 0.1 * Библиографический блиц + 0.1 * Доклад + 0.2 * Контрольная работа (работа в классе) + 0.15 * Обзор научной литературы по избранной теме + 0.1 * Обоснование темы курсовой работы + 0.1 * Реферат научной статьи
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Былинский К.И., Розенталь Д.Э. - Литературное редактирование: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 395с. - ISBN: 978-5-9765-0987-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99998
  • Котюрова М.П., Баженова Е.А. - Культура научной речи: текст и его редактирование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 280с. - ISBN: 978-5-9765-0279-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84360
  • составитель Н. П. Перфильева - Подготовка и редактирование научного текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 116с. - ISBN: 978-5-9765-2127-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74632