We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Verse and Prose in the Context of Digital Humanities"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат представление о современных цифровых методах исследования структуры поэтического текста, о лингвостатистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к изучению стиха и прозы, а также пограничных форм, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятийным аппаратом стиховедения, знает историю возникновения и развития стиховедения, проблематику предмета.
  • Выделяет особенности стихотворной речи на фоне прозы.
  • Характеризует основные современные направления в стиховедении и различные методики анализа текста в разных литературных традициях.
  • Владеет методами компьютерной обработки метрически организованных текстов.
  • Умеет работать с текстовыми корпусами, информационными системами в гуманитарных науках.
  • Умеет наводить статистику по поэтическим корпусам текстов.
  • Умеет строить профили ударности по статистическим параметрам текста и распределению ритмических форм. Имеет представление о методах DH.
  • Умеет анализировать ритмическую семантику текста и выявлять ее связь с художественной и лексической семантикой
  • Анализирует особенности разных родственных поэтических систем, может изучать их типологию по текстовым параметрам.
  • Владеет методами реконструктивного моделирования стихосложения. Может строить собственные модели на основе имеющихся алгоритмов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
    Введение в проблематику. История вопроса. Параметры разделения стиха и прозы. Пограничные формы. Метр. Русская традиция исследования ритмики стиха. Западноевропейские источники ее формирования. Влияние русской традиции на западноевропейское и американское стиховедение.
  • Структура стихотворной речи
    Особенности стихотворной речи, ее структура. Принципы организации стиха. Краткий очерк истории формирования стихотворной речи. Метр и ритм. Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации. Рифма и ее история. Строфика. Этапы эволюции западно- европейского и славянского стиха.
  • Современные направления в метрике и методы анализа
    Углубленный анализ понятия «метр». Критическое чтение современный работ по теории метра. В частности, предполагается анализ работ М.Л. Гаспарова, М.А. Красноперовой, М. Халле и др. Сопоставление теоретических взглядов на проблему метра в разных языках. Анализ современных работ по просодии. История формирования и особенности так называемой петербургской школы стиховедения. Критическое отношение к термину «петербургское стиховедение». Исследование некоторых работ, типичных для представителей данной «школы». Освоение методов анализа стиха и прозы.
  • Компьютерное стиховедение и Digital Humanities
    Современные компьютерные методы в стиховедении. Традиции русской стиховедческой школы и компьютерные технологии. Методы статистической обработки текстов и анализ структур. Современные методики DH в стиховедении.
  • Работа с поэтическими корпусами
    Изучение существующих компьютерных поэтических корпусов на разных языках. Опыт работы с ними. Наведение статистики по корпусам.
  • Ритмика стиха по статистическим параметрам
    Опыт анализа стиха на основе имеющихся данных. Разбор текстов. Чтение и анализ научных статей, посвященных анализу конкретных стихотворных произведений. Сопоставление данных.
  • Ритмические формы и профили ударности
    Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). История применения профиля ударности к анализу стиха. Закон регрессивной акцентной диссимиляции как универсальный для разных языков. Анализ ритмики стиха на основе распределения слогоударных конфигураций (ритмических форм). Построение профиля ударности. Анализ полученных данных.
  • Связь ритмики и семантики
    Лингвистическая семантика и просодия. Изучение роли ритма в художественном тексте. Анализ ритмических эффектов и их семантики. Связь ритмических эффектов с семантикой художественного текста.
  • Типология родственных поэтических систем на разных языках
    Типологическое описание в стиховедении. Общие черты и отличия. Компьютерный анализ родственных поэтических систем по текстовым параметрам. Опыт изучения типологии ямбической версификации на разных языках.
  • Компьютерное моделирование метрически организованных текстов и цифровые технологии
    Компьютерные методы в моделировании ритмики метрически организованных текстов. Реконструктивное моделирование стихосложения. Модель порождения и восприятия ритмических структур стихотворного текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Устный доклад
    Каждый студент должен подготовить один доклад, который не должен занимать более 5-10 минут и представлять собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов, предложенных преподавателем либо подобранных самостоятельно студентом. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 362с. - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 486с. - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском - Издательские архивы - 1790 - 181с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913396
  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858