We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

German

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Vatutina, Irina


Zaitseva, Anastasia


Kondratenko, Polina


Kuleshova, Julia


Chestnova, Anna I.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров. Изучение учебной дисциплины на 1 курсе студенты начинают без начальных знаний и достигают к концу 1 курса уровня А 1+/ А 2 по классификации CEFR по всем видам речевой деятельности.Отдельное внимание уделяется формированию базовых грамматических навыков и работе с текстом как основе для дальнейшего использования полученных языковых знаний в предметах профессионального цикла. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Третий иностранный язык (французский)», «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии». Формат изучения дисциплины -без использования онлайн курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на предпороговом уровне A2 (по Общеевропейской шкале уровней).
  • Знать:  основные правила немецкой графики и орфографии;  особенности артикуляционной базы немецкого языка;  систему правил морфологии и синтаксиса немецкого языка в рамках содержательной части программы;  базовые лексические единицы в рамках содержательной части программы, а также лексику учебной сферы общения;  речевые клише для выражения различных интенций в рамках повседневного общения;  правила интонационного оформления простых нераспространенных и распространенных, а также сложносочиненных предложений различных коммуникативных типов.
  • Уметь:  использовать справочную литературу и другие источники на русском/немецком языке для самостоятельной работы;  пользоваться различными двуязычными и одноязычными словарями немецкого языка;  излагать свою точку зрения на изучаемые вопросы и кратко аргументировать ее;  обозначать причинно-следственные связи;  задавать все виды релевантных вопросов и реагировать на вопросы и просьбы других участников учебного процесса в рамках учебной сферы общения;  выступать с презентациями, представляя результаты групповой/самостоятельной работы.
  • Владеть навыками: в области говорения:  участвовать в спонтанных ситуативных диалогах в рамках содержательной части программы, выражая определенные коммуникативные намерения;  принимать участие в обмене мнениями в рамках знакомой проблематики, кратко обосновывать и аргументировать свою точку зрения;  выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (Power-Point и т.д.);  строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, график, таблица, статистические данные, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения;  строить свое речевое поведение адекватно социокультурной специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения;  применять нормативное произношение и ритм речи.
  • Владеть навыками в области письма:  вести переписку личного характера (письма, открытки, смс и т.д.);  заполнять формуляры различного характера;  писать небольшие эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос;  создавать небольшие тексты различных жанров в рамках тематики содержательной части программы;  вести краткие записи основной получаемой информации, представленной в виде доклада или презентации.
  • Владеть навыками в области чтения:  понимать основное содержание, извлекать основной смысл текстов и статей социокультурного характера;  концептуально излагать содержание текстов и статей социокультурного характера;  работать с текстами различных жанров, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения.
  • Владеть навыками в области аудирования (понимания речи на слух):  понимать на слух информацию, представленную в виде аутентичных текстов разной тематики и различных жанров, и реагировать на нее в соответствии с заданием;  извлекать необходимую информацию из текстов, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее в соответствии с заданием.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • распознавать и применять основные правила немецкой графики и орфографии, нормативное произношение и ритм речи с учетом особенностей артикуляционной базы немецкого языка
  • распознавать и применять лексические и грамматические структуры уровня А 1/А 2 в соответствии с коммуникативной задачей
  • извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А 1/ А 2, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения, в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей
  • запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А1/А 2
  • вести переписку личного характера (письма, открытки, смс и т.д.) и заполнять формуляры различного характера
  • излагать свою точку зрения и кратко аргументировать ее в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 1/ А 2, обозначая причинно-следственные связи
  • написать небольшие (min.10 фраз) тексты описательного характера с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, опорные слова), освещая заданный основной тезис или вопрос и используя элементы предположения
  • строить неподготовленное монологическое высказывание с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения
  • строить неподготовленное диалогическое высказывание, выражая определённые коммуникативные намерения в ситуативных контекстах уровня А1/А 2
  • - расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; - описывать свое местонахождение, местонахождение какого-либо объекта, путь следования; - формулировать устный запрос на стойке информации на вокзале/ в аэропорту; - сигнализировать проблему с ориентацией в городе/ просить о помощи/ формулировать запрос и реагировать на него; - давать информацию о проезде/ пути до какого-либо объекта;
  • - вести диалог в службе сервиса (в том числе и по телефону), описывая свою проблему; - формулировать сообщение на автоответчике; - формулировать свою просьбу/ желание в соответствии с заданной ситуацией; - формулировать краткие информативные сообщения делового характера.
  • - называть части тела, описывать симптомы болезни, боли; - описывать внешний вид и состояние здоровья других людей; - вести краткие телефонные разговоры с врачом/ администратором в больнице; - согласовывать дату визита к врачу, отменять и переносить свой визит; - давать краткие советы и рекомендации по лечению; - обсуждать пользу и вред для здоровья.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Добрый день. Меня зовут…
    1. Знакомство, приветствие: знакомиться, представлять себя и др. людей при знакомстве; приветствовать/прощаться; начать телефонный разговор, представиться, пригласить кого-либо к телефону. 2. Представление себя и др. людей при знакомстве: расспросить собеседника для получения недостающей личной информации;
  • Раздел 2 Семья и друзья
    1. Личные данные: поинтересоваться чьим-либо самочувствием; рассказать о своем месте жительства; называть свои хобби и увлечения; обмениваться информацией на тему «Личные данные»; заполнять анкету/бланк. 2. Мои друзья: представить своих друзей; называть их хобби и увлечения. 3. Родственные связи: представить членов своей семьи; друзей; рассказать об их месте жительства; называть их хобби и увлечения.
  • Раздел 3 Еда
    1.Продукты питания: называть продукты, их упаковку и количество; рассказывать о предпочтениях в еде. 2. В супермаркете: вести диалог в супермаркете; запрашивать недостающую информацию, обращаться с просьбой о помощи. 3. В кафе: вести диалог при выборе блюд в кафе; аргументировать выбор блюд в кафе
  • Раздел 4 Мой дом. Моя квартира
    1.Комнаты и помещения в доме: описывать дом, квартиру и помещения в них; выражать свое отношение «нравится – не нравится» и кратко аргументировать его. 2. Мебель и интерьер: называть и давать краткую характеристику мебели и бытовым приборам; выражать и аргументировать свои предпочтения. 3. Поиск жилья: понимать и составлять объявления о поиске квартиры; обмениваться информацией в рамках темы «Аренда жилья»; выражать и аргументировать свои предпочтения. 4. Дом мечты: описывать дом своей мечты, выражать и аргументировать свои предпочтения.
  • Раздел 5 Мой день
    1. Время и распорядок дня: называть и спрашивать время (формальное и неформальное обозначение); называть занятия в течение дня, выражать свои предпочтения во времяпрепровождении; описывать распорядок дня и расспрашивать собеседника о его распорядке; формулировать запрос по недостающей информации о рабочем времени магазинов/организаций. 2. Моя неделя: называть дни недели и время суток; - описывать активности в течение недели и на выходных; 3.На досуге: называть активности в свободное время, выражать и аргументировать свои предпочтения. -
  • Раздел 6 Погода и времена года
    1. Погода сегодня и завтра: называть месяцы и времена года; описывать погоду и расспрашивать собеседника о погоде; извлекать информацию из сообщений о погоде по телевидению/радио; формулировать запрос по недостающей информации о погоде. 2. Времена года и виды занятий: называть занятия, характерные для разных времен года, выражать и аргументировать свои предпочтения.
  • Раздел 7 Учеба и свободное время
    1. Хобби и занятия в свободное время: называть занятия в свободное время дня, выражать и аргументировать свои предпочтения во времяпрепровождении; рассказывать о своих хобби, умениях и навыках. 2. Изучение иностранных языков: называть основные виды занятий на уроке иностранного языка, выражать и аргументировать свои предпочтения, давать советы. 3. Распорядок выходного дня (прошедшее время): описывать распорядок выходного дня и расспрашивать собеседника о его распорядке.
  • Раздел 8 Профессия и работа
    1. Популярные и необычные профессии: называть и кратко описывать основные профессии; выражать и аргументировать свои предпочтения. 2. Умения и навыки: называть занятия, характерные для разных видов проф. деятельности, выражать и аргументировать свои предпочтения; расспрашивать собеседника об его профессии, образовании, навыках. 3. Биография. Поиск работы. Написание резюме: составлять краткую биографию/резюме/мотивационное письмо. 4. Объявления о вакансии. Собеседование: запрашивать недостающую информацию по вакансии/практике; отвечать на вопросы на собеседовании.
  • Раздел 9 Туристы в Мюнхене
    1. Мюнхен глазами туриста: называть и кратко описывать/характеризовать достопримечательности городов Германии; называть различные виды активностей туриста в городе; планировать/обсуждать/описывать туристическую программу 1 дня в чужом городе. 2. Советы путешественнику: планировать/обсуждать/описывать туристическую программу 1 дня в своем городе; давать советы туристам в своем/чужом городе - что посмотреть/куда сходить. 3. Указания, просьбы, требования: описывать/ запрашивать функции объектов/часы работы/ цену входных билетов/ скидки; называть/обсуждать правила поведения на различных объектах; формулировать запреты, указания при нахождении на различных городских объектах; формулировать устный запрос на стойке информации в гостинице.
  • Раздел 10. В городе
    1. Общественные места в городе. Транспорт: называть и описывать функции основных мест городской инфраструктуры; называть и характеризовать +/- различных видов транспорта; выражать и аргументировать свои предпочтения; давать информацию о проезде/ пути до какого-либо объекта. 2. Ориентация в городе. Описание дороги: расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; описывать свое местонахождение, местонахождение какого-либо объекта, путь следования; сигнализировать проблему с ориентацией в городе/ просить о помощи/ формулировать запрос и реагировать на него. 3.На вокзале/ в аэропорту: формулировать устный запрос на стойке информации на вокзале/ в аэропорту; сигнализировать проблему и просить о помощи/ формулировать запрос и реагировать на него.
  • Раздел 11 Клиент всегда прав
    1. В службе сервиса: вести диалог в службе сервиса (в том числе и по телефону), описывая свою проблему. 2.Телефонные сообщения служб сервиса. Автоответчик: формулировать сообщение на автоответчике; формулировать свою просьбу/ желание в соответствии с заданной ситуацией; формулировать краткие информативные сообщения делового характера.
  • Раздел 12 Здоровье
    1. Части тела, болезни и их симптомы: называть части тела, описывать симптомы болезни, боли; описывать внешний вид и состояние здоровья других людей. 2. Советы при плохом самочувствии: давать краткие советы и рекомендации по лечению. 3. Запись к врачу: вести краткие телефонные разговоры с врачом/ администратором в больнице; согласовывать дату визита к врачу, отменять и переносить свой визит. 4.Здоровый образ жизни: обсуждать пользу и вред для здоровья, выражать и аргументировать свои предпочтения; давать советы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная дистанционная асинхронная работа с ответом в письменной / устной форме
    За 1 модуль выполняется 5 работ с ответом в письменной форме и 1 работа по каждому разделу из содержательной части дисциплины с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О сам.работа.
  • неблокирующий Индивидуальная синхронная дистанционная работа с ответом в письменной /устной форме форме
    Проверочные контрольные задания / тесты для индивидуального выполнения в синхронном онлайн формате с ответом в письменной форме, до 40 минут, за 1 модуль выполняется 5-7 работ. Проектные задания в синхронном онлайн формате с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О аудиторная
  • неблокирующий Экзаменационный тест/ контрольная работа в дистанционном формате
    Тест проводится онлайн для всего курса в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) с внесением ответов в LMS HSE (https://lms.hse.ru/). Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в элементе контроля студент обязан: в день теста провести контроль всех технических устройств: микрофона, камеры, компьютера, подключения к сети интернет, в обязательном порядке провести тестирование flash player (см. инструкции из памятки по работе с ЛМС), включить камеру и отключить микрофон. Тест состоит из отдельных блоков в целях минимизации потерь данных после аудирования и будет открываться по графику, высланному старшим преподавателем на корпоративные почты студентов накануне тестирования. На вход в каждый блок у студента будет от 1 до 3 минут. Допуск к выполнению теста после закрытия входа в соответствии с графиком ЗАПРЕЩЕН. Во время проведения элемента контроля студентам ЗАПРЕЩЕНО: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в элементе контроля. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин. Одна работа по 1 разделу из содержательной части дисциплины. Сумма всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О аудиторная.
  • неблокирующий Контроль монологической речи в дистанционном формате
    Контроль проводится онлайн в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) по расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин. При проведении устных элементов контроля и их пересдач в целях обеспечения прозрачности и облегчения деятельности апелляционных инстанций организуется аудио- или видеозапись. Запись осуществляется преподавателем, проводящим элемент контроля. Преподаватель уведомляет студентов о проведении аудио- или видеозаписи до начала проведения Элемента контроля. В течение двух рабочих дней после завершения аудио- или видеозаписи файлы передаются в учебный офис образовательной программы, на которой обучается студент
  • неблокирующий Контроль диалогической речи в дистанционном формате
    Контроль проводится онлайн в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) по расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин. При проведении устных элементов контроля и их пересдач в целях обеспечения прозрачности и облегчения деятельности апелляционных инстанций организуется аудио- или видеозапись. Запись осуществляется преподавателем, проводящим элемент контроля. Преподаватель уведомляет студентов о проведении аудио- или видеозаписи до начала проведения Элемента контроля. В течение двух рабочих дней после завершения аудио- или видеозаписи файлы передаются в учебный офис образовательной программы, на которой обучается студент.
  • неблокирующий Экзаменационный тест/ контрольная работа
    Контрольная работа проводится одновременно для всех студентов УП и состоит из 4 блоков: аудирование, чтение, письмо, лексика и структуры. Длительность - 90 минут. Работа выполняется в "закрытом" режиме - задания выполняются последовательно, без возможности многократного возвращения. Допустима однократная проверка работы перед сдачей экзаменатору.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки и проведения пересдачи промежуточная оценка по дисциплине Опромеж. выводится по первоначальной формуле, но с учетом новых оценок по пересданным элементам. Оценки по элементам контроля, не подлежащим пересдаче Оаудиторная и Осам. работа остаются прежними и входят в формулу с изначально объявленным весом.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зимина Л. И., Мирославская И. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (A1–A2) 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-08608-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-a1-a2-425838
  • Ивлева Г. Г. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-08697-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-432182

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Заславская, Т.Г. Немецкий язык. Грамматика, лексика, чтение, коммуникация : учебное пособие / Т. Г. Заславская, М. А. Кручинина. — [2-е изд., исправл.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 512 с. - ISBN 978-5-9925-1053-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048198
  • Катаева А. Г., Катаев С. Д., Гандельман В. А. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ + АУДИОМАТЕРИАЛЫ В ЭБС 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-534-01265-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-dlya-gumanitarnyh-vuzov-audiomaterialy-v-ebs-431924
  • Немецкий язык: Учебное пособие / Аверина А.В., Шипова И.А. - М.:МПГУ, 2014. - 144 с.: ISBN 978-5-4263-0182-5
  • Смирнова Т. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. DEUTSCH MIT LUST UND LIEBE. ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-00833-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-deutsch-mit-lust-und-liebe-intensivnyy-kurs-dlya-nachinayuschih-437156
  • Тагиль, И.П. Немецкий язык. Тематический справочник / И. П. Тагиль. — [4-е изд., испр., перераб. и доп.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 416 с. - ISBN 978-5-9925-1070-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048210