We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Man and Animal: Permeable Borders"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Witte, Georg W.

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен роли животных в литературе. Рассматривается, как в определенных литературных жанрах, приемах повествования и мотивах деконструируется "антропологическая цезура" (Джорджио Агамбен), категорически отделяющая человека от животного. На примере текстов Франца Кафки и Дж. М. Кутзее будет обсуждаться вопрос о том, как литература рассматривает свою собственную роль в критике антропоцентрических дискурсов. Oсобое внимание уделяется некоторым постоянным аспектам появления животных в литературе: говорящим и пишущим собакам (у Мигела де Сервантеса, Э.Т.А. Гофмана, Николая Гоголя, Владимира Маяковского, Франца Кафки), тоске цивилизованного человека по потерянной "дикости" и „звери“(у Шарла Бодлера, Райнера Марии Рильке, Tеда Хьюза и др.). Помимо литературных текстов, будут обсуждаться философские тексты (И. Г. Гердер, Фридрих Ницше, Жиль Делез, Джорджио Агамбен и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент понимает, что занятие животными в литературе выходит далеко за рамки простой истории мотивов (в смысле литературы "о" животных, "анималистической литературы"). Речь идет о роли литературы в антропологической дифференциации человека и животных. Это связано с вопросом об определенной поэтике: например, о роли языка (и о деконструкции его якобы исключительно человеческого достояния). Обсуждается и миметический потенциал литературы по отношению к животным: достаточно ли свести этот потенциал к установлению сходства между человеком и животными, т.е. к явлениям и формам антропорфизма? Как нарушаются такие сходства другими, "териоморфными" формами? Жанровые аспекты также относятся к вопросам поэтики. Например, будет критически рассмотрена историческая роль отдельных жанров (метаморфозы, басни, эмблематика, бестиарии) в установлении образа антропоморфного животного.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знакомится с литературно-историческим измерением предмета - от древности до современности.
  • Студент знакомится с центральными поэтологическими понятиями (мимесис, метаморфоза как реализованная метафора, остранение, повествовательная перспектива/точка зрения и др.)
  • Студент знакомится со связями между историей литературы и историей дискурса (антропологические дискурсы, дискурсы эволюции).
  • Студент изучает методы критико-аналитического чтения литературных текстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кто говорит? Животные в литературе как провокация антропологии
    Отчет для академии Lives of Animals Философские перспективы: Джорджио Агамбен, Открытое. Человек и животное Место животных в философии языка:Трактат о происхождении языка, Коммуникация в мире животных и человеческий язык
  • Метаморфозы: териоморфизм vs. антропоморфизм
    Изменяется все, но не гибнет ничто Метаморфозы Овидия Метаморфозы Овидия в постмодернистской версии: Последний мир Монстры: Журавль Философские перспективы: Становление-животным
  • Жанры: басни, сатиры
    Аллегорические и политические животные в баснях: Волк и собака, „Волк и ягненок, Лягушки, просящие царя, Рыбы и баклан, Рассуждение для мадам де Саблиер ; сравнение с баснями Сатира: повествование о людях с точки зрения животных , Холстомер, Animal farm
  • Собаки
    Говорящие собаки, пишущие собаки и «языковая привилегия“ человека: Новелла о беседе собак, Известие о дальнейших судьбах собаки Берганцa, Николай Гоголь, Записки сумасшедшего, Исследования одной собаки Сострадание vs. биополитика: собака как объект человеческой проекции: Муму, Собачье сердце Становление-собакой: Метаморфоза Вот как я сделался собакой
  • Тоска по дикости
    Зоологический сад как театр наблюдения: Зверинец , Последний медведь Электрические звери: Кот, Кошки , Пантера, The Jaguar Упавшая лошадь: Хорошее отношение к лошадям, Нашедший подкову Охота как антропологический архетип: The sun also Rises , The Old Man and the Sea, Размышления об охоте, Moby Dick, Зверь, Война и мир Философские перспективы: звери в витализме ,Заратустра, К генеалогии морали
  • Крушение антропморфизма: насекомые
    Цивилизациа мух Поэзия пчел Bees После метаморфозы: Превращение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Занятия проходят в форме кратких вводных онлайн-лекций и бесед со студентами по поводу их содержания. В центре занятий стоит дискуссия о результатах аналитического чтения обсуждаемых текстов. В ходе занятий студенты получают методические советы о том, как следует проводить собственное исследование, и подбирают объект для него. Консультации по поводу этого объекта проходят с каждым студентом отдельно. Во втором модуле студент выбирает тему своей итоговой работы и представляет свои идеи в краткой устной презентации (5-7 минут).
  • неблокирующий Итоговый проект
    Возможна работа в небольших группах (2-3 человека) для подготовки итогового проекта. Темы выбираются свободно. Следующий ниже список тем содержит только примеры и импульсы для возможного собственного выбора тем
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.
  • Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.