• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Introduction to Instrumental Phonetics"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Кочаров Даниил Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе данного НИСа студенты научатся основам планирования и проведения экспериментальных фонетических исследований, инструментального анализа речи (акустического анализа речи, ручной и автоматической сегментации и аннотации речи, анализу сегментных и супрасегментных характеристик речи). НИС предназначен для студентов, интересующихся фонетикой, звуковой стороной речи (на любом языке), устным дискурсом, речевыми технологиями. Будет проходить преимущественно в форме практических занятий в компьютерном классе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологией проведения фонетических исследований.
  • Приобретение студентами практических навыков компьютерного анализа звучащей речи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет основами работы с речью на компьютере, подготовки и обработки экспериментального материала.
  • Студент понимает принципы организации речи на уровне слов
  • Студент владеет сегментацией речевого сигнала на участки речи и пауз и сегментацией речи на слова.
  • Студент владеет анализом темпоральных и энергетических характеристик сегментных единиц речи. Способен выявлять факторы длительности и интенсивности звуков
  • Студент освоил компиляцию заданных речевых сообщений.
  • Студент имеет представление об особенностях анализа интонационного оформления речи. Знаком с основными интонационными разметками. Умеет проводить аннотации интонации в программе Praat
  • Студент владеет методами сегментацией и аннотации речевого сигнала.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы работы с речью при помощи компьютера и подготовка экспериментального материала.
    Представление речи в компьютере. Аналоговый и цифровой речевой сигнал. Аналогово-цифровое преобразование. Хранение цифрового речевого сигнала в виде файлов. Осциллограмма. Основные параметры речевого сигнала: частота квантования, частота дискретизации, количество каналов. Основные программы для обработки и аннотации речевых сигналов: Praat, ELAN. Форматы хранения аннотации речи. Процедура записи речевого материала. Запись материала в студии и в полевых условиях. Сессии записи. Подбор дикторов. Принципы аннотации речевого материала. Определение системы уровней описания, взаимосвязи этих уровней, системы обозначений различных речевых единиц и явлений. Разработка процедуры тестирования качества аннотации
  • Принципы анализа речи на уровне слов.
    Сегментация речевого сигнала на участки речи и пауз, сегментация речи на материале и принципах его составления. Сегментация контрольного речевого сигнала на слова и их слова. анализ. Понятие фонетического слова. Выделение слов в речевом сигнале. Автоматическое разделение сигнала по указанным меткам. Единицы измерения речевых единиц: одна секунда – это много или мало? Понятие паузы. Смычки глухих согласных, запинки, хезитации. Ручное и автоматическое выделение участков речи и пауз в речевом сигнале.
  • Спектральный анализ речевого сигнала.
    Спектр. Способы получения спектра сигнала. Преобразование Фурье. Мгновенный спектр и спектрограмма. Гармонические и шумовые составляющие спектра. Частота основного тона и ее гармоники. Определение речевого звука по спектрограмме и осциллограмме (чтение звучащей речи). Различия гласных, сонантов, различных шумных согласных. Определение формант гласных. Определение характера шума согласных. Принципы сегментации на звуки. Переходные участки. Ручная и автоматическая сегментация речевого сигнала на звуки. WebMAUS – выравнивание/сопоставле ние речевого сигнала и его текстовой расшифровки.
  • Анализ темпа и громкости речи.
    Темп речи. Анализ темпоральных характеристик речевых единиц. Единицы измерения темпа речи. Z- нормализация. Анализ огибающей интенсивности речевого сигнала. Амплитуда, энергия, громкость.
  • Анализ мелодического оформления речи.
    Мелодический контур. Вычисление мелодического контура. График ЧОТ в Praat. Задание диапазона значений. Отображение в полутонах. Гц и полутона. Анализ мелодического оформления синтагмы. Понятие мелодической деклинации. Интервалы, скорость изменения ЧОТ.
  • Анализ интонационного оформления речи.
    Синтагма. Членение речевого сигнала на синтагмы. Интонационное оформление синтагмы. Виды интонационной транскрипции. Интонационная разметка по системе Е. А. Брызгуновой. Расширение системы ИК Брызгуновой: классификация Н. Б. Вольской. INTSINT, MOMEL, стилизация мелодического контура по методу Д. Хёрста. Система интонационной разметки ToBI. Модификация для русского языка – ToRI, разработанная С. Оде.
  • Планирование и проведение фонетических исследований.
    Постановка научной задачи. Определение факторов, влияющих на объект исследования. Подбор экспериментального материала. Обзор методов фонетического анализа речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Компилятивный синтез заданных высказываний
    Выполняется в виде устного сообщения на 7-10 минут. Студент выполняет задания, и готовит устное сообщение. Подготовка выполняется внеаудиторно.
  • неблокирующий Доклад с презентацией
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Домашние задания по анализу речи
    Задание с инструкциями направляется студенту по электронной почте. Студент обязан прислать преподавателю на почту задание на проверку до дедлайна.
  • неблокирующий Доклад о проведенном фонетического исследовании
    Экзамен проводится в форме доклада о проделанном фонетическом исследовании (группой из 2-5 студентов). Длительность 10-12 минут. Задание: работайте в группах. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада сформулируйте один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Рекомендуется сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Доклад о проведенном фонетического исследовании + 0.3 * Доклад с презентацией + 0.2 * Домашние задания по анализу речи + 0.1 * Компилятивный синтез заданных высказываний
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barry, W. J., & Dommelen, W. A. van. (2005). The Integration of Phonetic Knowledge in Speech Technology. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=145278
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gussenhoven, C. (2004). The Phonology of Tone and Intonation. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164285
  • The Phonology of Tone and Intonation. (2004).
  • Социофонетика и фоностилистика (опыт, актуальная проблематика, перспективы) : монография / А.Д. Петренко, В.М. Бухаров, Д.А. Петренко [и др.] ; под ред. д-ра филол. наук, проф. А.Д. Петренко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 370 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1005638