We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Introduction to Instrumental Phonetics"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Кочаров Даниил Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе данного НИСа студенты научатся основам планирования и проведения экспериментальных фонетических исследований, инструментального анализа речи (акустического анализа речи, ручной и автоматической сегментации и аннотации речи, анализу сегментных и супрасегментных характеристик речи). НИС предназначен для студентов, интересующихся фонетикой, звуковой стороной речи (на любом языке), устным дискурсом, речевыми технологиями. Будет проходить преимущественно в форме практических занятий в компьютерном классе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологией проведения фонетических исследований.
  • Приобретение студентами практических навыков компьютерного анализа звучащей речи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет основами работы с речью на компьютере, подготовки и обработки экспериментального материала.
  • Студент понимает принципы организации речи на уровне слов
  • Студент владеет сегментацией речевого сигнала на участки речи и пауз и сегментацией речи на слова.
  • Студент владеет анализом темпоральных и энергетических характеристик сегментных единиц речи. Способен выявлять факторы длительности и интенсивности звуков
  • Студент освоил компиляцию заданных речевых сообщений.
  • Студент имеет представление об особенностях анализа интонационного оформления речи. Знаком с основными интонационными разметками. Умеет проводить аннотации интонации в программе Praat
  • Студент владеет методами сегментацией и аннотации речевого сигнала.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы работы с речью при помощи компьютера и подготовка экспериментального материала.
    Представление речи в компьютере. Аналоговый и цифровой речевой сигнал. Аналогово-цифровое преобразование. Хранение цифрового речевого сигнала в виде файлов. Осциллограмма. Основные параметры речевого сигнала: частота квантования, частота дискретизации, количество каналов. Основные программы для обработки и аннотации речевых сигналов: Praat, ELAN. Форматы хранения аннотации речи. Процедура записи речевого материала. Запись материала в студии и в полевых условиях. Сессии записи. Подбор дикторов. Принципы аннотации речевого материала. Определение системы уровней описания, взаимосвязи этих уровней, системы обозначений различных речевых единиц и явлений. Разработка процедуры тестирования качества аннотации
  • Принципы анализа речи на уровне слов.
    Сегментация речевого сигнала на участки речи и пауз, сегментация речи на материале и принципах его составления. Сегментация контрольного речевого сигнала на слова и их слова. анализ. Понятие фонетического слова. Выделение слов в речевом сигнале. Автоматическое разделение сигнала по указанным меткам. Единицы измерения речевых единиц: одна секунда – это много или мало? Понятие паузы. Смычки глухих согласных, запинки, хезитации. Ручное и автоматическое выделение участков речи и пауз в речевом сигнале.
  • Спектральный анализ речевого сигнала.
    Спектр. Способы получения спектра сигнала. Преобразование Фурье. Мгновенный спектр и спектрограмма. Гармонические и шумовые составляющие спектра. Частота основного тона и ее гармоники. Определение речевого звука по спектрограмме и осциллограмме (чтение звучащей речи). Различия гласных, сонантов, различных шумных согласных. Определение формант гласных. Определение характера шума согласных. Принципы сегментации на звуки. Переходные участки. Ручная и автоматическая сегментация речевого сигнала на звуки. WebMAUS – выравнивание/сопоставле ние речевого сигнала и его текстовой расшифровки.
  • Анализ темпа и громкости речи.
    Темп речи. Анализ темпоральных характеристик речевых единиц. Единицы измерения темпа речи. Z- нормализация. Анализ огибающей интенсивности речевого сигнала. Амплитуда, энергия, громкость.
  • Анализ мелодического оформления речи.
    Мелодический контур. Вычисление мелодического контура. График ЧОТ в Praat. Задание диапазона значений. Отображение в полутонах. Гц и полутона. Анализ мелодического оформления синтагмы. Понятие мелодической деклинации. Интервалы, скорость изменения ЧОТ.
  • Анализ интонационного оформления речи.
    Синтагма. Членение речевого сигнала на синтагмы. Интонационное оформление синтагмы. Виды интонационной транскрипции. Интонационная разметка по системе Е. А. Брызгуновой. Расширение системы ИК Брызгуновой: классификация Н. Б. Вольской. INTSINT, MOMEL, стилизация мелодического контура по методу Д. Хёрста. Система интонационной разметки ToBI. Модификация для русского языка – ToRI, разработанная С. Оде.
  • Планирование и проведение фонетических исследований.
    Постановка научной задачи. Определение факторов, влияющих на объект исследования. Подбор экспериментального материала. Обзор методов фонетического анализа речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Компилятивный синтез заданных высказываний
    Выполняется в виде устного сообщения на 7-10 минут. Студент выполняет задания, и готовит устное сообщение. Подготовка выполняется внеаудиторно.
  • неблокирующий Доклад с презентацией
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Домашние задания по анализу речи
    Задание с инструкциями направляется студенту по электронной почте. Студент обязан прислать преподавателю на почту задание на проверку до дедлайна.
  • неблокирующий Доклад о проведенном фонетического исследовании
    Экзамен проводится в форме доклада о проделанном фонетическом исследовании (группой из 2-5 студентов). Длительность 10-12 минут. Задание: работайте в группах. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада сформулируйте один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Рекомендуется сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Доклад о проведенном фонетического исследовании + 0.3 * Доклад с презентацией + 0.2 * Домашние задания по анализу речи + 0.1 * Компилятивный синтез заданных высказываний
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barry, W. J., & Dommelen, W. A. van. (2005). The Integration of Phonetic Knowledge in Speech Technology. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=145278
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gussenhoven, C. (2004). The Phonology of Tone and Intonation. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164285
  • The Phonology of Tone and Intonation. (2004).
  • Социофонетика и фоностилистика (опыт, актуальная проблематика, перспективы) : монография / А.Д. Петренко, В.М. Бухаров, Д.А. Петренко [и др.] ; под ред. д-ра филол. наук, проф. А.Д. Петренко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 370 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1005638