We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Texts and Contexts of the French Culture

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor


Tokarev, Dimitri

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает углубление знаний об истории французской культуры в ряде ее литературных и философских памятников, способствует формированию понятия о периодизации культуры Франции новейшего времени, понятия об основных литературных жанрах изучаемой эпохи. Повествует слушателям о связи литературы и философии с общественно-политической жизнью и о ряде "культурных героев" новейшей Франции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата.
  • Повышение уровня историко-культурной компетенции;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о той ключевой роли, которую сыграло творчество А. Жарри в процессе зарождения авангардного искусства.
  • Имеет комплексное представление об эволюции понятия интеллектуал.
  • Имеет представление о «новом романе» и его нарративных стратегиях.
  • Имеет представление о ключевых вопросах современной интеллектуальной жизни Франции.
  • Имеет представление о том, как творчество Монтеня вписывается в контекст формирующегося сознания Нового времени.
  • Имеет представление о трех эпистемах, введенных в научный оборот М. Фуко, и о том, как роман Флобера фиксирует крах классической эпистемы.
  • Имеет представление о формах репрезентации духа Энциклопедии у Дидро: диалог, комментарий, дигрессия.
  • Имеет представление об экзистенциальной философии Сартра и его основных художественных текстах.
  • Может анализировать различные дискурсы _ романтический, медицинский и т.п. – романа Флобера.
  • Понимает исторический и культурный контекст, породивший понятие «проклятый поэт» во французской литературе; понимает, каким образом это понятие участвует в формировании национального литературного канона.
  • Понимает процессы адаптации французского либерализма на русской почве и их связь с проблематикой формирования русского литературного прозаического языка.
  • Имеет представление о концепте «чистая поэзия» в приложении к творчеству П. Валери.
  • Имеет представление о проблематике фантастического в романтической литературе. Понимает особенности функционирования романтического и реалистического кодов в литературе
  • Имеет представление о формах литературного и культурного процесса во Франции в начале 19 века и места, которое в нем занимает художественная и политическая мысль мадам де Сталь.
  • Имеет представление об основных этапах формирования понятия французская нация.
  • Имеет представление об особенностях возникновения декадентской литературы во Франции.
  • Может анализировать «Мысли» Паскаля, имеет представление о том, какие характерные черты свойственны его философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводно-обзорная лекция.
  • М. де Монтень и формирование сознания Нового времени.
  • Б. Паскаль и философия как исповедь.
  • Д. Дидро и дух Энциклопедии.
  • Эссе «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями»» (1800)
  • Б. Констан и французская либеральная мысль начала 19 века.
  • О. де Бальзак
  • Флобер
  • Роман Флобера «Бувар и Пекюше» (1881) и крах классической репрезентативной эпистемы (М. Фуко).
  • А. Рембо – «проклятый поэт» как «национальный гений».
  • Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
  • Патафизика Франции: Альфред Жарри и зарождение авангарда.
  • Рождение интеллектуала из писателя: Золя и его памфлет «Я обвиняю» (1898).
  • Поль Валери: интеллект и поэзия.
  • Ж.П. Сартр – бытие, ничто, слова.
  • . Ален Роб-Грийе : писатель как соглядатай.
  • Итоговое занятие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 10 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Тема презентации может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Студенту предлагается выполнить эссе дома. Объем – 2,5 – 3 тысячи слов
  • неблокирующий Письменная проверочная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Письменная проверочная работа + 0.7 * Аудиторная работа
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Эссе + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дьяков, А. (2014). Монтень Как Современный Философ (К 480-Летию Со Дня Рождения). Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15613504
  • Скакун, А. А. (2015). Французская Культура Xvii Века И Ее Восприятие В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D40380D1

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892

Авторы

  • Токарев Дмитрий Викторович
  • Цветкова Екатерина Андреевна