We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Comparative Linguistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor


Шацков Андрей Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с методами сравнительно-исторического языкознания и праязыковой реконструкции, со строем древних индоевропейских языков и историей индоевропеистики, а также с основной современной научной литературой по теме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о задачах, которые решает сравнительно-историческое языкознание, о его методах и о месте этой дисциплины в современном языкознании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен анализировать научную литературу и литературу по специальности
  • Студент владеет теоретической базой курса (проблематика исторического и сравнительно-исторического языкознания)
  • Студент способен адекватно оценивать языковой материал, анализировать конкретный языковой материал
  • Студент качественно выполняет практические задания по анализу конкретных языковых явлений, адекватно представляет результаты исследования и общие выводы
  • Студент способен адекватно оценивать языковой материал, анализировать конкретный языковой материал
  • – Студент способен анализировать научную литературу и литературу по специальности
  • Студент владеет теоретической базой курса (проблематика исторического и сравнительно-исторического языкознания)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.(1)
    Предмет исторического и сравнительно-исторического языкознания. Становление исторического подхода к языку. Возникновение исторического языкознания как лингвистической субдисциплины. Материал и методы, используемые историческим языкознанием.
  • Звуковые изменения. (2)
    Типы звуковых изменений. Звуковые изменения в структуралистских, генеративистских и постгенеративистских теориях.
  • Грамматические изменения(3)
    Аналогия, реанализ, грамматикализация.
  • 4 Состав индоевропейской языковой семьи
    Обзор основных семей индоевропейских языков
  • 5 Реконструкция праиндоевропейского языка. Фонологическая система.
    Реконструкция рядов праиндоевропейских смычных. Глоттальная теория. Ларингальная теория. Аблаут.
  • 6 Реконструкция праиндоевропейского языка. Морфология и синтаксис.
    Реконструкция праиндоевропейской глагольной системы. Реконструкция праиндоевропейской именной системы. Порядок слов в простом предложении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также перевод материалов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. На написание контрольной работы отводится 30 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме и предполагает ответы на два вопроса, примерно по 5-7 минут на каждый.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Категория числа в славянских языках (историко-семантическое исследование): монография / Дегтярев В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. - 344 с. ISBN 978-5-9275-1249-2 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/552334
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Joseph, B. D., & Janda, R. D. (2003). The Handbook of Historical Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=90396
  • Klein, J. S., Joseph, B. D., Fritz, M., & Wenthe, M. (2017). Handbook of Comparative and Historical Indo-European Linguistics : An International Handbook. De Gruyter Mouton.