We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Corpus Linguistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент получает представление об основных понятиях, подходах и технологиях корпусной лингвистики и учится работе с наиболее известными международными ресурсами, использующими в своей основе принципы корпусов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навы-ков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет объяснить принципы использования корпусов текстов в доступной форме.
  • Студент умеет вести работы с программами, осознавая принципы авторского права.
  • Студент умеет сформулировать задачу корпусного исследования, составить соответствующие корпусные запросы или применить необходимые программы, обработать полученные данные.
  • Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
  • Студент способен использовать в своей работе источники и программный продукт на иностранном языке.
  • Студент видит возможности использования корпусной лингвистики в других областях знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в корпусную лингвистику
    Теоретическая значимость корпусных данных. Практическое использование корпусных данных.
  • Практика по работе в наиболее известных корпусах
    Использование интерфейса и языка запросов, использование экспортированных данных British National Corpus, НКРЯ, Intercorp, синтаксических корпусов. Наиболее известные корпуса русского языка
  • Качественные и количественные данные в корпусе
    Получение корпусных примеров: как и зачем. Корпусное изучение вариативности. Проблема взаимодействия факторов. Основы статистики
  • Принципы и способы составления корпусов
    Принципы составления корпусов (репрезентативность, сбалансированность, металингвистическая разметка, типы корпусов). Корпусные средства. Лингвистическое аннотирование.
  • Корпусные методы в применении к различным дисциплинам
    Корпусные методы для фонетических и фонологических исследований. Корпусная лексикология и лексикография. Корпусные методы исследования морфосинтаксиса. Использование корпусных методов в литературоведении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Семинары, где необходимо выполнять практические задания, проходят в компьютерных классах. Студент работает самостоятельно, пользуясь материалами лекций, в дальнейшем - работа обсуждается.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится дистанционно. Студенту необходимо на компьютере выполнить задание преподавателей и направить ответ не позднее установленного дедлайна. Если накопленная оценка больше или равна 8, экзамен ставится автоматом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Домашнее задание + 0.2 * Работа на семинаре + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Шерстинова, Т. (2008). «Один речевой день» на временной шкале: о перспективах исследования динамических процессов на материале звукового корпуса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CBC2459