We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Russian Literature

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructor


Kostin, Andrei

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с восточнославянской и русской словесностью XI – XVII вв. и отличительными особенностями ее отдельных периодов. Студенты получают представление о первичных и вторичных источниках по предмету и навыки работы в области исследований старославянских и древнерусских текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с образцами восточнославянской и русской словесности XI – XVII вв., составившими ее канон во второй половине XX века;
  • формирование знаний, получаемых при чтении древнерусских текстов и научной литературы о них;
  • усвоение базовых навыков чтения репрезентативных образцов почерков XI-XVII вв. и перевода старославянских и древнерусских текстов на современный русский язык.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с принципами периодизации древнерусской литературы и способен назвать основные этапы ее истории
  • Владеет навыками чтения текстов, создававшихся в Московской Руси раннего Нового времени, может их жанрово атрибутировать и проанализировать их поэтологические особенности
  • Имеет опыт чтения ранних образцов киевской, новгородской, московской словесности и понимает их культурно-языковую, жанровую и региональную специфику
  • Может указать на основные особенности формирования Московской Руси и продемонстрировать понимание того, как и какие исторические события связаны с текстами этого периода
  • Знаком с литературными текстами Киевской Руси различных жанров и понимает корреляцию между ними и основными социокультурными параметрами истории Киевской Руси
  • Имеет представление об этапах создания и содержании московских текстов, написанных после объединения земель вокруг Москвы, и понимает их отношение к общественно-политическим и религиозным полемикам того времени
  • Читает и понимает тексты Смутного времени и может интерпретировать их с точки зрения русской истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика древнерусской литературы. Периодизация
    Вводные сведения о специфике ранней восточнославянской литературы, ее источников, изучения и описания. Разбор отдельных киевских текстов XI – XIII вв: ораторское искусство, летописание, житийная литература, переводы нехристианских текстов. Раннее новгородское летописание. «Слово о полку Игореве». Ранняя московская словесность.
  • Литература Киевской Руси
    Репертуар памятников: Состав импортированного корпуса переводных текстов. Священное писание как ядро церковнославянской литературы. Византийское наследие. Гимнография. Богословская литература. Переводная литература Древней Руси. Южнославянское наследие. Библейские и богослужебные тексты. Д.С. Лихачев и понятие «системы жанров». Агиография. Житие Феодосия Печерского. Произведения Борисоглебского цикла. Патерики. Апокрифы. Хроники. Летописи. Начальный летописный свод. Нестор. Повесть временных лет как основа региональных летописных традиций XII-XIV вв. Локальные летописные своды. Ораторская проза. Митрополит Иларион, «Слово о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского. «Моление Даниила Заточника». Панегирические и дидактические произведения. Воинские повести. «Слово о полку Игореве», его значение. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Хожения». Естественнонаучная литература.
  • Местные литературы
    Объединение земель вокруг Москвы и завершение локальных литературных традиций. Новгородская литература XV в.: «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Новгородском белом клобуке». Тверская литература: «Слово похвальное инока Фомы», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Флорентийская уния и «Хожение на Флорентийский собор». «Повесть о Меркурии Смоленском».
  • Литература московских земель XVI-XVII вв.
    Разбор отдельных текстов XVI-XVII вв.: исторические, нравоучительные, житийные, полемические, (авто)биографические, эпистолярные, стихотворные, сатирические памятники
  • Литература Московской Руси
    Эсхатологические ожидания конца XV в. и их отражение в древнерусской литературе. Иосиф Волоцкий, его значение. Кружок архиепископа Геннадия Новгородского. Библейский свод 1499 г. Полемика Иосифлян с заволжскими старцами. Вассиан Патрикеев. Максим Грек – человек Ренессанса в Московском царстве, его деятельность. Книгопечатание. Иван Федоров. Государственная» литература Московского царства: Степенная книга. Московское летописание XVI века. Никоновская и Воскресенская летописи. Лицевой летописный свод. Митрополит Макарий и «Великие Минеии-четьи». Домострой. Стоглавый собор. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – публицистика XVI столетия.
  • Литература XVII века
    Смутное время и его последствия. Авраамий Палицын и его «Сказание». Русская мифологическая историография: «Повесть о славене и Русе». Время Алексея Михайловича: «Соборное уложение» 1649 г. Киево-Могилянская академия и украинское влияние в культурной жизни Московского государства. Книжная справа. Церковные реформы патриарха Никона. Раскол. Старообрядческая литература. «Житие протопопа Аввакума». «Пустозерская» проза.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе семинара (УРС)
    На каждом из занятий семинара учитывается любое выступление (в т. ч. серия выступлений, несколько выступлений) студента(ки) с места в связи с работой над предложенным для разбора кейсом в течение одного занятия. Каждый факт подобной работы вносится в ведомость как одна зачетная единица. Каждому студенту (каждой студентке) предлагается внеаудиторно, читая текст к очередному семинару (высылается не позднее чем за 4 дня до семинара в виде *.pdf или *.djvu файла; набора *.jpg файлов или ссылки на открытый электронный ресурс), подготовить краткий ответ на вопросы, указанные в задании.
  • блокирует часть оценки/расчета Блиц
    Студентам предлагается определить текст из числа читавшихся в рамках курса по фрагментам; фрагменты выбираются в случайном порядке из числа предварительно отобранных и распечатанных преподавателем.В письменных работах (блиц, контрольная) не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме. При выявлении плагиата работа получает 0 баллов.
  • блокирует часть оценки/расчета Контрольная работа
    Студент(к)ам через систему LMS или по электронной почте предлагаются электронные копии хорошо читаемого рукописного текста XIV-XVII в. и предлагается выполнить их транскрипцию и перевод. В письменных работах (блиц, контрольная) не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме. При выявлении плагиата работа получает 0 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Список вопросов предлагается за месяц до экзамена; студент(ка) готовит развернутый ответ на два вопроса (по одному для каждого модуля), используя самостоятельно найденную исследовательскую литературу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Блиц + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Участие в работе семинара (УРС) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Romoli, F. (2017). Exegetical Preaching by Kirill Turovskij: The Sermon on the Paralytic ; La predicazione esegetica di Kirill Turovskij: lo Slovo o rasslablennom ; Экзегетическое проповедничество Кирилла Туровского: “Слово о расслабленном.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D76D10D2
  • Tschižewskij, D. (1971). History of Russian Literature : From the Eleventh Century to the End of the Baroque. The Hague, Netherlands: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627332

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Romanchuk, R. (2007). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North : Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=682478
  • Shields Kollmann, N. (2017). The Russian Empire 1450-1801. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1450736