We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Герасимов Дмитрий Валентинович


Moskvina, Anna


Fedotov, Maksim

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая часть изучения дисциплины охватывает проблемы лексикологии, семантики и прагматики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
  • Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
  • Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
  • Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лексическая семантика
    Лексикология и лексикография. Компонентный анализ, семантические примитивы, прототипы, семантические карты
  • Семантика грамматических категорий
    Согласовательный класс, падеж, число, залог и актантная деривация, лицо, время, таксис, детерминация, аспект, модальность, наклонение
  • Семантика синтаксических структур
    Информационная структура, грамматика конструкций
  • Прагматика
    Иллокутивные типы речевых актов, пресуппозиции, импликатуры, постулаты Грайса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Оценка за первый год обучения
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашние задания + 0.65 * Оценка за первый год обучения + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713