We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Fundamental Literary Texts in German

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor


Witte, Georg W.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сосредоточен на повествовательной прозе, в основном романах (и некоторых драмах). Повествовательная проза представляет особый интерес, поскольку в ней, с одной стороны, отражаются социальные, политические, ментальные и культурные развития в новейшей истории и настоящем. С другой стороны, особое внимание уделяется языково-критическому и эстетическому потенциалу прозы. Отбор текстов основывается на этом критерии: читаются романы, использующие экспериментальные стилистические и композиционные приемы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является ознакомление студентов с некоторыми ключевыми текстами немецкоязычной литературы (из Швейцарии, Австрии, ФРГ и ГДР) с 1960-х годов до настоящего времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует особенности документальной эстетики в романах и драмах 1960-х годов.
  • Студент способен понимать текст ына немецком языке и осваивает стилистические особенности в прозе австрийского автора Томаса Бернхарда.
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и осваивает нарративные приемы ранней концептуальной прозы Петера Хандке.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует стилистические особенности прозы Арно Шмидта в контексте ранней ФРГ
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и понимает принципы документального повествования и монтажной эстетики Александера Клуге.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и знает о роли австрийской писательницы Элфриде Елинек в развитии женской немецкоязычной литературы.
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и знает о роли Кристы Вольф в развитии лиутературы ГДР.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и понинает примеы интертекстаулности в произведенииях Ранзмайра.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и осваивает муфологические контексты и ссылки на традицию романтической Künstlernovelle в романе австрийского автора Роберта Шнайдера.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и осваивает главные вопросы спорной рецепции романа швейцарского автора Кристиана Крахта.
  • Студент способен понимать текст Берлинского автора Инго Шульце и анализирует эпизодичекую нарративную структуру романа перед фоном пост-ГДРовской социальной и политической ситуации.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует роман Зебальда в контексте “постмемориальной“ литературы о тоталитарном терроре.
  • Студент способен понимать тексты швейцарского автора Кристиана Крахта в контексте „pop literature“ 1980-х годов. Он также осваивает главные вопросы спорной рецепции романов Крахта.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и контекстуализирует творчество австрийской писательницы Штрерувиц в контексте новой женской лиутературы.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и сравнивает роман с другими текстами 1990-х и 2000-х годов о тоталитарном терроре.
  • Студент способен читать текст на немецком языке и понимает его простанственную семантику (мотивы острова, моря, границы) перед фоном конца ГДР.
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и понимает пространтсвенную динамику их нарративных структур.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 Peter Weiss, „Abschied von den Eltern“, „Die Ermittlung“, „Ästhetik des Widerstands“
  • 2 Thomas Bernhard, „Frost“, „Gehen“, „Der Stimmenimitator“
  • 3 Peter Handke, „Die Innenwelt der Außenwelt der Innenwelt“, „Wunschloses Unglück“, „Die Angst des Tormanns beim Elfmeter“
  • 4 Arno Schmidt, „Schwarze Spiegel“, „Zettel’s Traum“
  • 5Alexander Kluge, „Schlachtbeschreibung“, „Lebensläufe“, „Lernprozesse mit tödlichem Ausgang“
  • 6Elfriede Jelinek, „Die Liebhaberinnen“, „Die Klavierspielerin“
  • 7Christa Wolf, „Nachdenken über Christa T.“, „Kassandra“
  • 8Christoph Ransmayr, „Die Schrecken des Eises und der Finsternis“, „Die letzte Welt“
  • 9Robert Schneider. „Schlafes Bruder“
  • 10 Marcel Beyer, „Flughunde“
  • 11 Ingo Schulze, „Simple storys“ (sic!
  • 12 W. G. Sebald, „Austerlitz“, Katja Petrowskaja, „Vielleicht Esther“
  • 13 Christian Kracht, „Faserland“, „Ich werde hier sein im Sonnenschein und im Schatten“, „Imperium“
  • 14 Marleene Streeruwitz, „Party Girl“, „Jessica, 30“
  • 15 Herta Müller, „Atemschaukel“
  • 16 Lutz Seiler, „Kruso“
  • 17 Sasha Marianna Saltzmann, „Außer sich“, Esther Kinsky, „Banatsko“»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Еженедельные домашние задачи: Переводы избранных мест из обсужденных в курсе текстов
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Экзамен представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 5 тысячи слов. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Домашняя работа + 0.18 * Лексические диктанты + 0.18 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Masterton, G. A. (1976). The Oxford Companion to German Literature (Book). Library Journal, 101(13), 1513.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Matthias Konzett. (2000). Encyclopedia of German Literature. Routledge.