We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Texts and Manifestoes of Russian Romanticism

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor


Nemirovskiy, Igor

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения освоения дисциплины «Тексты и манифесты русского романтизма» студенты получат представление о сравнительном методе изучения литературы и об основных тенденциях в изучении литературного романтизма, познакомятся с научными работами в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к изучению романтизма как художественной системы и освоение методов анализа текстов, из которых манифесты являются основными для репрезентации идей романтизма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент использует терминологически правильно понятие "манифест" и различает манифесты романтиков иенской школы
  • Студент различает основные этапы в формировании русской национальной идеи
  • Студент выявляет характерные черты споров о языке в русском романтизме
  • Студент различает основные националистические идеи русского романтизма
  • Студент различает, как проявляются национальные идеи в текстах Адама Мицкевича и Федора Тютчева
  • Студент анализирует характерные черты спора Гоголя и Белинского
  • Студент различает характерные черты политических высказываний Достоевского и К. Леонтьева
  • Студент различает основные компоненты "русской идеи" в XIX веке
  • Студент использует понятие "жизнестроительство" терминологически корректно в применении к истории русской литературы рубежа XIX-XX веков
  • Студент учитывает, как написание манифеста коррелирует с художественной практикой конкретного автора
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о «манифесте» и о «художественной практике» на примере романтиков иенской школы.
    Идея «нации» у гейдельбергских романтиков.
  • У истоков русской национальной идеи.
    Записка «О древней и новой России» Н. М. Карамзина и «теория официальной народности» С. С. Уварова. IX том «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
  • Лингвистические манифесты русского романтизма.
    Споры о языке начала XIX века.
  • «Сон» А. Д. Улыбышева и националистические проекты декабристов.
    «Библейский» романтизм (Г. А. Гуковский).
  • Адам Мицкевич, «Лекции о славянских литературах».
    Панслависткий цикл Ф. И. Тютчева. «История Русов» Георгия Конисского.
  • Манифесты русского профетизма: «Выбранные места» Н. В. Гоголя.
    Письмо Белинского Гоголю.
  • Пушкинская речь Достоевского.
    Константин Леонтьев «О всеобщей любви»
  • «Русская идея»
    Владимир Соловьев. А. Фет.
  • Жизнестроительство.
    Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях русской литературы» и художественная практика старших символистов.
  • Манифесты и художественная практика.
    Дискуссия о соотношении манифестов и художественной практики романтиков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Тема реферата предлагается студентом и утверждается преподавателем. В реферате раскрывается, на основании дополнительного материала, одна из тем (проблем), обсуждавшихся на занятии. Дополнительный материал включает в себя результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом. Речь идет, прежде всего, о самостоятельном анализе значимого текста, определение того, каким образом данный текст приобретает статус манифеста и начинает определять художественную практику. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках литературного романтизма. Объем реферата - 10-12 листов.
  • неблокирующий Участие в обсуждении
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Объем около 10 тысяч знаков. Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы эссе, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.56 * Реферат + 0.24 * Участие в обсуждении + 0.2 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leighton, L. G. (1975). Russian Romanticism : 2 Essays. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=555113
  • Влюбленный демиург: Метафизика и эротика русского романтизма / М. Вайскопф. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 696 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-976-2, 2000 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395802

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Felluga, D. F. (2005). The Perversity of Poetry : Romantic Ideology and the Popular Male Poet of Genius. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144979
  • Липич, Т. И. (2008). Русский романтизм в общественном сознании и культуре России первой половины XIX века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5C99988