We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Problems of Contemporary Linguistics"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Вопросы современной лингвистики» посвящен знакомству студентов с различными методами получения и обработки лингвистических данных. На занятиях слушатели также учатся адекватно понимать и определять, насколько успешно были получены данные в тех или иных языковых исследованиях, а также приобретают навык использования всех изученных методов для получения необходимых лингвистических данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Вопросы современной лингвистики» является знакомство студентов с различными методами получения и обработки лингвистических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные способы получения данных в лингвистике и умеет применять наиболее базовые способы обработки и представления лингвистических данных, включая статистические.
  • Студент умеет получать из корпуса данные о языковых явлениях
  • Студент умеет проводить опрос носителей
  • Студент умеет пользоваться типологическими базами данных, грамматиками и типологическими анкетами для получения данных о различных языках.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие принципы работы с лингвистическими данными(1)
    Типы лингвистических данных; сбор данных: наблюдение, элицитация, интроспекция; выбор методов сбора и статистической обработки данных. Основы обработки данных в статистической среде R.
  • Извлечение и обработка корпусных данных.(3)
    Поиск в корпусах: подстановочные символы, языки запросов к корпусу, регулярные выражения. Создание мини-корпусов c помощью доступных программных средств (BootCat). Обработка корпусных данных. Корпусные менеджеры.
  • Экспериментальные методы(4)
    Опрос носителей, представление о существующих оценках грамматичности, экспериментальных методиках. Социолингвистические методы. Методы онто- и психолингвистики
  • 2. Лингвистические базы данных
    Типы лингвистических баз данных. Некоторые крупные базы данных и их использование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой доклад по одной из тем, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен сопровождаться показом презентации, быть хорошо структурирован, содержать примеры. Презентация может быть продемонстрирована студентом в том числе в рамках занятия, организованного с помощью средств удалённой конференц-связи.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен сдается заочно, в качестве экзаменационной работы студенты предоставляют письменную исследовательскую работу объемом около 20 тыс. знаков. Студенты высылают преподавателю работы по электронной почте, подгружают в облачное хранилище или в систему LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364