We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Visual in literature: the Problems of Intermedial Analysis"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Tokarev, Dimitri

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение форм репрезентации визуального в художественном тектсе предполагает обсуждение проблемы взаимопереводимости художественных языков, рассмотрение приемов визуализации и их нарративных функций, анализ видов экфрастических описаний в русской и зарубежной литературе, постановку и исследование таких проблем, как условная статичность объектов «пространственного искусства» (живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии) и динамизм их вербальной, в основе своей линеарной транспозиции, соотношение нарративных и дескриптивных секвенций внутри текста, феномен «пунктирности» или же незавершенности экфрастического описания, реальный и вымышленный экфрасис.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с проблематикой соотношения визуальных и вербальных знаков дать представление о способах репрезентации визуального в русской и европейской поэзии и прозе XIX-XXвеков
  • Сформировать навыки анализа экфрастических описаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о четырех уровнях восприятия. Понимает свойства восприятия, гештальта. Имеет представление о формах репрезентации визуального в тексте. Понимает дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса
  • Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
  • Понимает различие между индексом, иконой и символом, способен классифицировать портреты. Владеет пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики.
  • Имеет представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
  • Понимает трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского.
  • Способен охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимает исторические, социальные и культурные различия между ними.
  • Понимает, что такое «поэтика художественной неудачи».
  • Имеет представление о проблемах вербальной репрезентации фотографии.
  • Владеет пониманием проблематики репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
  • Имеет представление о метафизике и эстетике нефигуративного изображения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов.
    Четыре уровня восприятия. Свойства восприятия. Оптические иллюзии. Гештальтпсихология. Свойства гештальта, прегнантныегештальты. Марбургская психологическая школа (Эрих Рудольф Йенш) и проблемы репрезентации визуальных объектов в изобразительном искусстве и литературе.Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). Paragone: споры об иерархии искусств (Гораций, Леонардо, Лессинг, романтизм, Парнас, символисты, авангард). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса.
  • Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя.
    Апофатический экфрасис: «Сикстинская мадонна» Рафаэля в описаниях В.-Г. Вакенродера и В. Жуковского. Последующие интерпретации «Сикстинской мадонны»: Н. Полевой, Одоевский, Гончаров, Достоевский, Розанов, Шаламов, Гроссман и др. Повесть «Портрет» как развернутый экфрасис. Борьба божественного («невыразимая» итальянская картина) и дьявольского (миметический портрет) начал.
  • «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики.
    Между индексом, иконой и символом: оживший портрет
  • Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
    Античная скульптура как репрезентация коллективного народного тела и индивидуального эротического тела в новеллах Глеба Успенского и Вильгельма Йенсена. Венера Милосская в виде русского мужика vs. Градива в виде соседской девушки. Ожившая статуя: романтический контекст и психоаналитический подтекст.
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского.
    Трансформации визуального в художественном нарративе. Экфрасис как пролепсис и как эллипсис.
  • Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
    Храм, музей, изба: проблемы пространственной контекстуализации художественного объекта. Идеологический взгляд на произведение искусства как его деформация. Вс. Гаршин («Художники»): русский мужик как сакральный объект.
  • Поэтика художественной неудачи
    От романтиков и реалистов до абстракционистов.
  • Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
    Проблемы вербальной репрезентации фотографии.
  • Эстетика зрения и визуального образа в авангарде.
    Концепция расширенного смотрения Михаила Матюшина и проблемы репрезентации визуального объекта в авангардном тексте. Цвето-акустический опыт (глаз, обладающий акустикой) в экфрасисах Мандельштама. На переломе: Эстетика художественного авангарда в «(соц)реалистическом» тексте.
  • Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
    Кандинский и интерпретация его творчества у Александра Кожева.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем (вопроса), соответствующих темам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Объем эссе – около 10 тысяч знаков. Итоговое эссе пишется внеаудиторно на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336