We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Problems in the Theory and Philosophy of Discourse

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor


Маркасова Елена Валерьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Проблемы теории и философии дискурса» представляет собой проблемно-ориентированный курс, формирующий у студентов собственный взгляд на состояние гуманитарных наук и способность видеть историю смены научных школ и направлений в широком контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с направлениями и школами исследования дискурса /дискурсов в настоящее время (конец XX – нач. XXI века);
  • сформировать навыки применения теоретических знаний в области лингвистики к анализу различных дискурсов;
  • сформировать общее представление о преемственности подходов и теорий к изучению письменного, устного, мысленного текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет ориентироваться в актуальных проблемах изучения дискурса в связи с дискуссионными вопросами интерпретации современной коммуникации.
  • Студент имеет представление о преемственности в истории лингвистических учений и дискурсологии .
  • Студент обладает навыками выбора методологии, актуальной для конкретного типа дискурсивного анализа.
  • Студент умеет применять междисциплинарный подхода к анализу дискурсов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дискурс
    Введение в курс, или введение в дискурс. Память. Современные науки о человеке как единство дискурсов. Эпистемологический анархизм нашего времени. История философии и история лингвистических учений. «Новая онтология». Философские течения ХХ века и хронология событий в истории лингвистики этого периода. Структура научных революций. Человек как объект анализа. Социология, психология, биология. Идентичность. Экзистенциализм, постмодернизм и кризис идентичности. Власть, доминирование, иерархия как ключ к анализу дискурса.
  • Дискурсивный переворот
    Введение в проблематику второго модуля. «Дискурсивный переворот» это научная революция? Троп и фигура как элементы дискурса. Грамматика и дискурс. Аргументация. Лексика, лексикон, лексикология, лексикография как археология утраченных дискурсов.
  • Методики дискурсивного исследования
    Дискурс-анализ Н.Фэрклоу. Дискурс как текст. Дискурс как дискурсивная практика. Социокогнитивная теория Т.Ван Дейка. М. Фуко. Социоисторический дискурс-анализ Рут Водак. Е.Бартминьски. Новое и старое в подходе к дискурсу. М.Бахтин и современный дискурс-анализ. Интегративная методика критического дискурс-анализа. Прагмалингвистические теории исследования дискурса. Методики анализа разговорного дискурса. Конверсационный анализ. Категория членства. Современные исследования дискурсов. Обобщение пройденного в третьем модуле.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1
    За неделю до семинара студенты получают список текстов (научных работ/ художественных произведений/ газетных или журнальных публикаций), которые планируется обсудить на семинаре. Как часть семинарской деятельности оцениваются интеллект-карты и (или) опорные конспекты.
  • неблокирующий Тест
    .Тест проводится электронно в системе LMS
  • неблокирующий Работа на семинарах 2
  • неблокирующий Работа на семинарах 3
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в виде группового собеседования по вопросам, непосредственно связанным с содержанием всего курса. Вопросы к экзамену предварительно составляют сами студенты (см. Примеры заданий). Вопросы должны быть отправлены преподавателю по электронной почте за 2 недели до экзамена. Преподаватель проверяет составленные вопросы, редактирует и сокращает (дополняет) их список. На последнем семинаре перед экзаменом список вопросов обсуждается коллективно. Во время экзамена группа делится на три подгруппы. Продолжительность опроса в каждой подгруппе -30 минут. За это время каждый должен без подготовки ответить на 10 вопросов из списка, утвержденного на последнем семинаре. Номера вопросов называет преподаватель.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах 1 + 0.3 * Тест
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.2 * Работа на семинарах 2 + 0.2 * Работа на семинарах 3 + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алефиренко Н.Ф., ГолованеваМ.А., Озерова Е.Г. - Текст и дискурс: учебное пособие для магистратов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-9765-1040-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115831
  • Чернова О.Е. - Текст и дискурс: учебно-методическое пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 120с. - ISBN: 978-5-9765-1663-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115905

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАН ДЕЙК Т. А. (2013). Дискурс и знание. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные Науки, (13 (156)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506387
  • Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016.-268 с. – ISBN 978-5-9765-1906-0. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048302
  • Малышева Е.Г. - Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 393с. - ISBN: 978-5-9765-1286-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2637
  • Чернявская В.Е. - Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 128с. - ISBN: 978-5-89349-987-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106837
  • Чернявская В.Е. - Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 203с. - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106815