• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Church Slavonic

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Sutorius, Konstantin

Программа дисциплины

Аннотация

Старославянский язык это древнейший литературный язык славян, создание которого относится ко второй половине IX в. и традиционно связывается с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия. Этот книжный язык, созданный на базе южнославянских (болгаро-македонских) диалектов, был общим письменным языком принявших христианство славянских княжеств (Slavia Christiana). На него осуществлялись переводы с греческого языка христианских текстов (Евангелие, Псалтырь, агиографическая литература и др.). Курс знакомит с представлением о родстве славянских языков между собой, о понятии «праславянский язык», с основными инструментами и терминами сравнительно-исторического метода, с помощью которого, на основе письменных источников и данных живых славянских языков реконструируется как исходная система старославянского языка, так и устанавливается связь его с другими индоевропейскими языками. Обсуждаются дефиниции «старославянский язык», «церковнославянский язык», «древнерусский язык», их генезис и функции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о старославянском языке и написанных на нём текстах; дать навыки применения теоретических знаний к анализу написанных на старославянском языке текстов; дать целостное представление о фонетическом, грамматическом, лексическом и синтаксическом строе старославянского языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент распознаёт место и роль славянского языка в ходе исторического и языкового развития.
  • Студент оперирует фактами развития старославянского языка.
  • Студент различает деятельность и роль Кирилла и Мефодия в развитии старославянской письменности.
  • Студент опознаёт глаголическую и кириллическую письменность, характеризует и сравнивает их.
  • Студент имеет представление о методологических импликациях тех или иных концепций литературного текста
  • Студент различает систему гласных и систему согласных старославянского языка.
  • Студент способен сформулировать «закон» открытого слога и «закон» слогового сингармонизма.
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания о литературе
  • Студент описывает систему имени существительного, и имени прилагательного.
  • Студент называет и формулирует грамматические категории и формы глагола.
  • Студент распознаёт характерные черты причастий, отличает принципы их образования, способен разотождествить краткие и полные формы
  • Студент аргументированно обосновывает понимание принципов лексического заимствования.
  • Студент способен формулировать целостное представление о синтаксисе старославянского языка.
  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
  • Студент демонстрирует знание основных категорий современной рефлексии о литературе
  • Студент способен формулировать понимание основных словообразовательных моделей и их продуктивности в современном русском языке.
  • Студент распознаёт характерные грамматические черты местоимения.
  • Студент определяет разряды, а также распознаёт именные и полные формы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старославянский язык как объект лингвистического и культурно- исторического изучения. (1)
    Место старославянского языка в системе славянских и индоевропейских языков. Старославянский язык как первый письменный язык славян.
  • История возникновения и развития старославянской письменности. (2)
    Основные этапы деятельности Кирилла и Мефодия. Источники. Славянские азбуки - глаголица и кириллица: вопрос об их происхождении. Характеристика кирилловского письма. Важнейшие памятники глаголического и кирилловского письма.: эпиграфика и рукописи. Краткая их характеристика.
  • Основы сравнительно-исторического метода. Понятие «Праславянский язык». Фонетика. (3)
    Система гласных и согласных старославянского языка. Праславянские реконструкции. Основы сравнительно-исторического метода. «Закон» открытого слога, «закон» слогового сингармонизма.
  • Морфология. (4)
    Грамматические категории. Имя существительное. Система именного склонения. Имя прилагательное. Местоимение.
  • Глагол.(5)
    Грамматические категории и формы глагола. Наклонения глагола. Функции глагольных форм в тексте. Разряды, именные и полные формы, склонение.
  • Причастия.(6)
    Образования причастий, их функция в тексте. Краткие и полные формы.
  • Лексика и словообразование.(7)
    Греческие заимствования, кальки, общеславянская лексика. Основные словообразовательные модели и их продуктивность в современном русском языке.
  • Важнейшие особенности старославянского синтаксиса. (8)
    Способы передачи греческих синтаксических конструкций в старославянских текстах.
  • Структура простого предложения.(9)
    . Способы выражения сказуемого. Конструкции с двойными падежами, выражение отрицания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Во время написания работы разрешается пользоваться только указанными в варианте источниками.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа с текстами, ответы на вопросы, участие в обсуждении. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться словарем , собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К вопросу о падении редуцированных гласных в древнерусском языке: хронология, фонологический механизм, отражение в памятниках. Ученые Записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16375024
  • Шулежкова С.Г. - Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 128с. - ISBN: 978-5-9765-0842-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84330

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. - Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь: для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 295с. - ISBN: 978-5-89349-408-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106824