We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Church Slavonic

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Sutorius, Konstantin

Программа дисциплины

Аннотация

Старославянский язык это древнейший литературный язык славян, создание которого относится ко второй половине IX в. и традиционно связывается с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия. Этот книжный язык, созданный на базе южнославянских (болгаро-македонских) диалектов, был общим письменным языком принявших христианство славянских княжеств (Slavia Christiana). На него осуществлялись переводы с греческого языка христианских текстов (Евангелие, Псалтырь, агиографическая литература и др.). Курс знакомит с представлением о родстве славянских языков между собой, о понятии «праславянский язык», с основными инструментами и терминами сравнительно-исторического метода, с помощью которого, на основе письменных источников и данных живых славянских языков реконструируется как исходная система старославянского языка, так и устанавливается связь его с другими индоевропейскими языками. Обсуждаются дефиниции «старославянский язык», «церковнославянский язык», «древнерусский язык», их генезис и функции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о старославянском языке и написанных на нём текстах; дать навыки применения теоретических знаний к анализу написанных на старославянском языке текстов; дать целостное представление о фонетическом, грамматическом, лексическом и синтаксическом строе старославянского языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент распознаёт место и роль славянского языка в ходе исторического и языкового развития.
  • Студент оперирует фактами развития старославянского языка.
  • Студент различает деятельность и роль Кирилла и Мефодия в развитии старославянской письменности.
  • Студент опознаёт глаголическую и кириллическую письменность, характеризует и сравнивает их.
  • Студент имеет представление о методологических импликациях тех или иных концепций литературного текста
  • Студент различает систему гласных и систему согласных старославянского языка.
  • Студент способен сформулировать «закон» открытого слога и «закон» слогового сингармонизма.
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания о литературе
  • Студент описывает систему имени существительного, и имени прилагательного.
  • Студент называет и формулирует грамматические категории и формы глагола.
  • Студент распознаёт характерные черты причастий, отличает принципы их образования, способен разотождествить краткие и полные формы
  • Студент аргументированно обосновывает понимание принципов лексического заимствования.
  • Студент способен формулировать целостное представление о синтаксисе старославянского языка.
  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
  • Студент демонстрирует знание основных категорий современной рефлексии о литературе
  • Студент способен формулировать понимание основных словообразовательных моделей и их продуктивности в современном русском языке.
  • Студент распознаёт характерные грамматические черты местоимения.
  • Студент определяет разряды, а также распознаёт именные и полные формы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старославянский язык как объект лингвистического и культурно- исторического изучения. (1)
    Место старославянского языка в системе славянских и индоевропейских языков. Старославянский язык как первый письменный язык славян.
  • История возникновения и развития старославянской письменности. (2)
    Основные этапы деятельности Кирилла и Мефодия. Источники. Славянские азбуки - глаголица и кириллица: вопрос об их происхождении. Характеристика кирилловского письма. Важнейшие памятники глаголического и кирилловского письма.: эпиграфика и рукописи. Краткая их характеристика.
  • Основы сравнительно-исторического метода. Понятие «Праславянский язык». Фонетика. (3)
    Система гласных и согласных старославянского языка. Праславянские реконструкции. Основы сравнительно-исторического метода. «Закон» открытого слога, «закон» слогового сингармонизма.
  • Морфология. (4)
    Грамматические категории. Имя существительное. Система именного склонения. Имя прилагательное. Местоимение.
  • Глагол.(5)
    Грамматические категории и формы глагола. Наклонения глагола. Функции глагольных форм в тексте. Разряды, именные и полные формы, склонение.
  • Причастия.(6)
    Образования причастий, их функция в тексте. Краткие и полные формы.
  • Лексика и словообразование.(7)
    Греческие заимствования, кальки, общеславянская лексика. Основные словообразовательные модели и их продуктивность в современном русском языке.
  • Важнейшие особенности старославянского синтаксиса. (8)
    Способы передачи греческих синтаксических конструкций в старославянских текстах.
  • Структура простого предложения.(9)
    . Способы выражения сказуемого. Конструкции с двойными падежами, выражение отрицания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Во время написания работы разрешается пользоваться только указанными в варианте источниками.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа с текстами, ответы на вопросы, участие в обсуждении. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться словарем , собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К вопросу о падении редуцированных гласных в древнерусском языке: хронология, фонологический механизм, отражение в памятниках. Ученые Записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16375024
  • Шулежкова С.Г. - Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 128с. - ISBN: 978-5-9765-0842-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84330

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. - Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь: для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 295с. - ISBN: 978-5-89349-408-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106824