We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontolinguistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Воейкова Мария Дмитриевна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса "Онтолинвистика" студенты знакомятся с основными этапами изучения детской речи в России и за ее пределами, узнают о периодизации языкового развития ребенка, получают представление об источниках данных по речевому онтогенезу. Предметом внимания становится ряд теоретических положений различных психолингвистических направлений, позволяющих обобщить и интерпретировать уже имеющиеся наблюдения. Для сравнения студенты знакомятся с данные речи взрослых, обращенной к ребенку, относящиеся к специальному речевому регистру общения с детьми (РОД). Курс построен преимущественно на основе данных русского языка, однако в нем приводятся примеры из других, морфологически богатых языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с основной литературой по теме, понимание различий в теоретических подходах, знание авторства методик и теоретических положений
  • Знание существующих в настоящее время опросников, адаптированных к русскому материалу, знакомство с системой CHILDES, представление о методике экспериментальной элицитации речи
  • Понимание современных методик определения уровня развития языковой способности у детей.
  • Понимание особенностей доречевого этапа в развитии ребенка, умение анализа протознаков и различение вокализаций
  • Умение анализировать звуковую сторону речи ребенка, определение дефектов речи,
  • Способность отличить первые слова от вокализаций, знание фонетических особенностей начального лексикона
  • Понимание последовательности освоения морфологических категорий, особенностей употребления ребенком местоимений и местоименных наречий.
  • Определение общей стратегии усвоения языка ребенком по данным спонтанной речи
  • Анализ инпута и составление рекомендаций матери по контролю речи, обращенной к ребенку
  • Комментирование случаев естественного билингвизма, анализ отставаний у естественных билингвов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения и современное состояние науки о детской речи.
    История изучения речи ребенка в России и за рубежом. Дневниковые «штудии» XIX века. А.Н. Гвоздев и его роль в развитии онтолингвистики. Работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия и их воздействие на современную онтолингвистику. Генеративное направление в теории усвоения языка. Функциональный подход (теория естественной морфологии. Теория языка, основанная на употреблении М. Томаселло
  • Источники данных детской речи, их сравнительная характеристика.
    2.1. Основные методы изучения речи ребенка. Натуральные («естественные») методы: дневниковые записи, магнитофонные и видеозаписи речевого поведения детей. 2.2. Экспериментальные методы, их достоинства и недостатки. 2.3. Современные способы компьютерной обработки и анализа данных детской речи. Программа CHILDES.
  • Общая периодизация речевого развития ребенка. Современные методики определения уровня развития языковой способности.
    3.1. Возраст развития и биологический возраст ребенка. 3.2. Соотношение различных языковых уровней в процессе усвоения языка. 3.3. Возраст развития по данным Института раннего вмешательства. 3.4. Длина высказывания как способ определения уровня владения языком. 3.5. Существующие в настоящее время периодизации речевого развития ребенка, их соотношение с компонентами языковой способности ребенка.
  • Дословесный (доречевой этап) коммуникативной деятельности ребенка.
    4.1. Основные характеристики дословесного (доречевого) этапа коммуникативной деятельности ребенка. Предречевые вокализации ребенка (гуление и лепет). Основные фонетические характеристики лепета. Развитие и изменение лепетных структур. 4.2. Протознаки (жесты, мимика, вокализации) и их функции на начальных стадиях коммуникации. 4.3. Особенности восприятия ребенком речи взрослого в дословесный период.
  • Особенности овладения звуковой системой русского языка.
    5.1. Последовательность усвоения гласных и согласных звуков. Р.О. Якобсон об усвоении и распаде фонетической системы языка. Регулярные замены согласных. 5.2. Освоение слоговой структуры русского языка. «Слоговые» и «фонемные» дети. Редукция слогов и использование заполнителей – «филлеров». 5.3. Метатезис. 5.4. Упрощение групп согласных. 5.5. Экстраграмматические операции в речи ребенка.
  • Первые слова ребенка и формирование лексикона
    6.1. Понятие начального лексикона и его особенности. 6.2. Звуковая форма первых слов. 6.3. Значение первых слов. Лексические сверхгенерализации. 6.4. Классификация первых слов ребенка. 6.5. Экстраграмматические операции как модель будущих морфологических операций.
  • Ранний этап овладения языком («преморфология» и «протоморфология»).
    7.1. Однословные высказывания (голофразы) и их основные коммуникативные функции. 7.2. Первые двусловные высказывания, особенности их семантики и порядка слов. Вопрос о pivot-grammar. 7.3. Универсальный характер и протяженность преморфологического этапа. 7.4. Первые морфологические оппозиции и минипарадигмы. Последовательность освоения морфологических категорий. 7.5. Усвоение морфологических категорий существительного. Категория числа. Когнитивные предпосылки усвоения числа. 7.6. Категория падежа, последовательность усвоения падежей и предлогов. 7.7. Формирование парадигматических противопоставлений. Категория рода, и образование окказиональных родовых коррелятов. Система склонений имен существительных. 7.8 Первые прилагательные (оценочные, «размерные», цветовые), освоение техники их согласования с существительными. Понимание и говорение. 7.9. Особенности употребления ребенком местоимений и местоименных наречий. 7.10 .Овладение числительными. Усвоение особенностей сочетания числительных с существительными. 7.11.. Первые глагольные формы: инфинитив и императив, их функции в период однословных и начальных двусловных высказываний. «Опциональные инфинитивы» как форма-посредник. Овладение категорией времени. Усвоение правил выбора вида. Типичные неправильности, связанные с образованием видовых пар.
  • Индивидуальные, групповые и общие особенности усвоения первого языка
    8.1. «Референциальные» и «экспрессивные» дети. Различные стратегии в овладении языком. 8.2. Исходно синтаксическое объяснение порядка усвоения грамматических явлений. 8.3. «Фокус внимания» в усвоении языка. Асинхронное овладение элементами разных языковых уровней. Лексический взрыв и усвоение морфологических оппозиций. 8.4. Порядок слов в детских высказываниях и факторы, его определяющие.
  • Речь, обращенная к ребенку (инпут, язык нянь)
    9.1. Роль матери в коммуникативном развитии ребенка. Мать как субъект обучения ребенка родному языку. 9.2. "Baby-talk" и основные характеристики данного «субъязыка».
  • Одноязычие и двуязычие.
    10.1. Особенности языкового развития при билингвизме.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий
  • неблокирующий Блиц
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выпишите и расклассифицируйте речевые особенности данного информанта. Сделайте предположительный вывод о его возрасте (уровне речевого развития).+, особенностях его стратегии и возможных путях исправления замеченных ошибок.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Блиц + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гридина Т.А. - Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 151с. - ISBN: 978-5-89349-553-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115843
  • Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tomasello M, K. Abbot-smith, Stefan Th. Gries, Anatol Stefanowitsch, & Corpora Cognitive. (n.d.). 2003 Constructing a Language: A Usage-based Theory of Language Acquisition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E1CE8C5
  • Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850