• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cognitive Linguistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 4 module

Instructor


Moskvina, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает обзор разнообразных идей и методов, возникших в лингвистике в последние 40 лет, которые объединяет подход к языку как репрезентации мыслительных процессов (таких как память, ассоциативное и прототипическое мышление, отнесение содержания к контексту).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивный принцип в изучении языка.
    Языковая структура и языковое употребление.
  • Грамматика конструкций
    Скалары.
  • Языковая память.
    Два типа языковой памяти. Модели усвоения языка: правило и запоминание
  • Теория протипов.
    Прототипы и граматика. Анализ: употребление видов в русском языке
  • Прототипические аналогии и "семейное сходство"
    Ассоциативный словарь русского языка
  • Рамочная семантика.
    "Насыщенное описание" значения. Анализ.
  • Интертекстуальность в повседневном языке.
    Коммуникативный фрагмент
  • Концептуальная метафора
    Универсальность и вариативность. Вопрос о биокинетической основе метафоры.
  • Ментальное пространство.
    Визуальный аспект языкового значения
  • "Больше, чем холодный разум"
    Когнитивное пространство языка. Метафора и идеология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Чтение статей по предложенным темам, подготовка не менее трех вопросов к прочитанной статье для обсуждения на занятиях.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом 15 000–20 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Исследовательский проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
  • Арнольд И.В. - Основы научных исследований в лингвистике - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 176с. - ISBN: 978-5-9765-2964-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102543

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690