We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

German

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors


Vatutina, Irina


Kuleshova, Julia


Chestnova, Anna I.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров. Изучение учебной дисциплины студенты начинают после 1 года обучения с уровня A2. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Третий иностранный язык (французский)», «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне не ниже B1 (по Общеевропейской шкале уровней).
  • Знать: • орфографические нормы немецкого языка; • систему правил морфологии и синтаксиса немецкого языка в рамках содержательной части программы; • лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций филолога-бакалавра; • способы реализации коммуникативной цели высказывания; • функциональные стили немецкого языка; • речевые клише для выражения различных интенций в рамках устной и письменной коммуникации; • правила интонационного оформления простых нераспространенных и распространенных, а также сложносочиненных предложений различных коммуникативных типов • основные языковые и культурно-исторические реалии немецкоязычных стран
  • Уметь: • использовать справочную литературу и другие источники на русском/немецком языке для самостоятельной работы; • пользоваться различными двуязычными и одноязычными словарями немецкого языка; • пользоваться немецким языком как средством исследовательской деятельности: использовать справочную литературу и другие источники на немецком языке, представлять основную информацию собственных исследований на немецком языке в устной и письменной форме, выступать с небольшими сообщениями, докладами; • излагать свою точку зрения на изучаемые вопросы, обосновывать преимущества и недостатки разных мнений; • создавать тексты различных жанров по широкому кругу вопросов, эссе и доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения "за" или "против"; • представлять результаты аналитической работы с текстом по пройденной тематике в устной и письменной форме с учетом принятых в стране изучаемого языка академических норм и требований к оформлению соответствующих текстов.
  • Владеть навыками в области говорения: • без подготовки участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка; • принимать участие в дискуссиях по знакомой проблематике, обосновывать и аргументировать свою точку зрения; • выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (Power-Point и т.д.); • строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, график, таблица, статистические данные, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения; • строить свое речевое поведение адекватно социокультурной специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения.
  • Владеть навыками в в области письма: • вести переписку и оформлять письменные документы различного характера; • писать эссе или доклады, освещая заданный тезис или вопрос; • писать небольшие эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос; • создавать небольшие тексты различных жанров в рамках тематики содержательной части программы; • вести краткие записи основной получаемой информации, представленной в виде доклада или презентации.
  • Владеть навыками в области аудирования (понимания речи на слух): • понимать на слух информацию, представленную в виде аутентичных текстов разной тематики и различных жанров, и реагировать на нее в соответствии с заданием; • извлекать необходимую информацию из текстов, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее в соответствии с заданием.
  • Владеть навыками в области чтения: • аннотировать и реферировать научно-популярные, художественные и официальные тексты знакомой тематики на немецком языке; • работать с текстами различных жанров с целью извлечения нужной информации, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • описывать и интерпретировать статистические данные , представленные в виде таблиц, графиков, инфографики
  • извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А 2/ В 1(модуль 1-2)/ В1/В2 (модуль 3-4), в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • написать небольшие (min.80 слов) блоги/эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос, сравнивая различные точки зрения и аргументируя свое мнение
  • сравнивать различные точки зрения и аргументировать +/- в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 2/В 1
  • давать оценку событиям и явлениям : выражать свои предпочтения/неприятие, обосновывать свой выбор и свое мнение
  • запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 2 (модуль 1-2)/ В 1 (модуль 3-4)
  • распознавать и применять лексические и грамматические структуры уровня А 2 (модуль1-2) / B 1 (модуль 3-4) в соответствии с коммуникативной задачей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Мечты и желания
    1.Мечты и желания 2.Планы на выходные1.Мечты и желания формулировать и запрашивать информацию о желаниях и мечтах; описывать простые статистические данные о предпочтительных занятиях в свободное время, о мечтах и планах 2.Планы на выходные вести диалог в ситуации планирования совместных выходных: формулировать предложения, реагировать на предложения собеседника, аргументированно соглашаться/отказываться, формулировать встречное предложение Грамматика: - Konjunktiv II для выражения желаний - предложения с союзом trotzdem
  • Раздел 2. Одежда и мода
    1. Внешний вид и гардероб. давать оценку внешнего вида/ одежды; давать советы/рекомендации при выборе одежды и обосновывать свой выбор 2. В магазине одежды. вести диалог в различных коммуникативных ситуациях в магазине одежды 3.Мода и стиль. выражать свои вкусы/ предпочтения/неприятие и обосновывать свой выбор Грамматика - указательные местоимения der/die/das; dies-; - вопросительный артикль welch-/ was für ein-?; - степени сравнения прилагательных/ наречий; - склонение прилагательных/ наречий; - склонение личных местоимений в Дат. падеже; - глаголы с Дат. падежом.
  • Раздел 3 Потребительское поведение
    1.Основные статьи потребительских расходов. описывать основные статьи расходов и аргументировать свой выбор; анализировать статистические данные по теме; 2. Делать покупки правильно, как? 3.Онлайн-шопинг: за и против. сравнивать различные точки зрения и аргументировать "за" или "против"; давать советы/рекомендации и обосновывать свой выбор; описывать покупательское поведение, выражать свое отношение к нему и обосновывать свое мнение; выражать свои вкусы/ предпочтения/неприятие и обосновывать свой выбор Грамматика: сравнения с использованием союзов als/ wie придаточные предложения причины с союзом weil придаточные изъяснительные предложения с союзом dass модальный глагол sollen в значении совета (повторение)
  • Раздел 4 Праздники и важные даты
    1. Праздники в немецкоязычных стран и России. вести диалог о праздниках своей страны; расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о датах и сроках, о национальных праздниках и традициях; написать текст-описание праздника, выступить с презентацией национального праздники своей страны 2. Подготовка и проведение праздников. Приглашения. принимать устные приглашения/ отказываться от них; формулировать праздничные пожелания и реагировать на них; написать приглашение на праздник или ответить на него согласием/ отказом; написать краткое праздничное объявление / приглашение, вести дискуссию и договариваться о проведении праздника 3.Выбор подарков. давать советы/рекомендации при выборе подарков; вести дискуссию и договариваться о проведении выборе подарка Грамматика: • порядковые числительные • особенности употребления предлогов времени (повторение); • склонение личных местоимений; • придаточные предложения дополнения с союзами außerdem, trotzdem, deshalb; • порядок слов в предложениях с прямым дополнением в дательном и винительном падежах.
  • Раздел 5 Школьные годы. Образование.
    1.Известные личности и их биографии. представлять и запрашивать биографическую информацию; представлять биографии известных личностей; составлять личную биографию в табличной и текстовой форме 2. Детские и школьные годы. представлять и запрашивать личную информацию о детстве/ школьных годах; 3.Система образования в Германии и России. сравнивать образовательные системы в России и Германии; выражать и аргументировать личные предпочтения по теме, взвешивая плюсы и минусы Грамматика • простое прошедшее время Präteritum; • придаточные предложения с союзами als/wenn; • придаточные предложения с союзом obwohl • местоименные наречия (определительные и вопросительные); • придаточные определительные предложения.
  • Раздел 6 Мобильность и путешествия
    1.Виды путешествий, места отдыха. аргументировать выбор типа путешествия и места отдыха, выделяя их +/- 2.Подготовка к поездке. формулировать устное/письменное сообщение о подготовке/ планировании поездки/путешествия; извлекать информацию из текстов страноведческого характера 3.Отчет о путешествии. выражать свое отношение к чему-либо (удивление, недовольство, радость…); рассказывать о путешествии своей мечты; писать открытку из отпуска 4.Путешествуем по Германии/России! составлять рекламный текст о возможностях отдыха в Германии и своей стране; давать советы и рекомендации на тему «Путешествие» Грамматика предлоги направления и места; - возвратные глаголы; - родительный падеж имен существительных; - предлоги, требующие родительного падежа (während,wegen) - косвенные вопросы с частицей ob и вопросительными словами; - könnte, würde в вежливых просьбах.
  • Раздел 7 Коммуникация и СМИ
    1. Типы средств коммуникации, их функции и сферы использования. обсуждать современные средства коммуникации, их функций, преимущества и недостатки 2. Цифровые технологии: за и против. 3. Диджитализация в социальной сфере. вести дискуссию, выражая личные предпочтения по теме и аргументируя плюсы и минусы; участвовать в онлайн-обмене мнениями по проблематике раздела Грамматика • придаточные предложения цели с damit и инфинитивной группой um … zu; • склонение прилагательных без артикля; • будущее время глаголов Futur I, II; • придаточные предложения времени с союзами seit и bis.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная дистанционная асинхронная работа с ответом в письменной / устной форме
    За 1 модуль выполняется 5 работ с ответом в письменной форме и 1 работа по 1 разделу из содержательной части дисциплины с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О сам.работа.
  • неблокирующий Индивидуальная синхронная работа с ответом в письменной /устной форме форме в дистанционной форме
    проверочные задания / тесты для индивидуального выполнения с ответом в письменной форме, до 40 минут,за 1 модуль выполняется 5-7 работ. Проектные задания с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О аудиторная
  • неблокирующий Письменная контрольная экзаменационная работа в дистанционном формате
    1 работа за 2 модуля. Оценка за работу входит в О экзамен. Тест проводится онлайн для всего курса в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) с внесением ответов в LMS HSE (https://lms.hse.ru/). Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в элементе контроля студент обязан: в день теста провести контроль всех технических устройств: микрофона, камеры, компьютера, подключения к сети интернет, в обязательном порядке провести тестирование flash player (см. инструкции из памятки по работе с ЛМС), включить камеру и микрофон. Тест состоит из отдельных блоков в целях минимизации потерь данных после аудирования и будет открываться по графику, высланному старшим преподавателем на корпоративные почты студентов накануне тестирования. На вход в каждый блок у студента будет от 3 до 5 минут. Допуск к выполнению теста после закрытия входа в соответствии с графиком ЗАПРЕЩЕН. Во время проведения элемента контроля студентам ЗАПРЕЩЕНО: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в элементе контроля. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин.
  • неблокирующий Контроль монологической речи в дистанционном формате
    Подробные критерии оценивания прикреплены в разделе ПРИМЕРЫ.
  • неблокирующий Реферирование текста
  • неблокирующий Письменная контрольная экзаменационная работа
    Длительность теста - 90 минут. Работа выполняется в "закрытом" режиме - задания выполняются последовательно, без возможности многократного возвращения. Допустима однократная проверка работы перед сдачей экзаменатору.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Винтайкина Р. В., Новикова Н. Н., Саклакова Н. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (B1) 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-534-07759-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-b1-423752
  • Ивлева Г. Г. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-08697-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-432182

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Катаева А. Г., Катаев С. Д., Гандельман В. А. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ + АУДИОМАТЕРИАЛЫ В ЭБС 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-534-01265-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-dlya-gumanitarnyh-vuzov-audiomaterialy-v-ebs-431924
  • Смирнова Т. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. DEUTSCH MIT LUST UND LIEBE. ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 276с. - ISBN: 978-5-534-02468-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-deutsch-mit-lust-und-liebe-prodvinutyy-uroven-434291
  • Тагиль, И.П. Немецкий язык. Тематический справочник / И. П. Тагиль. — [4-е изд., испр., перераб. и доп.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 416 с. - ISBN 978-5-9925-1070-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048210