We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theoretical Approaches to Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors


Baranova, Vlada V.


Герасимов Дмитрий Валентинович


Тискин Даниил Борисович


Fedotov, Maksim

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты знакомятся с наиболее важными современными моделями и теориями в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, с междисциплинарными направлениями в лингвистике, получают представление о широком спектре актуальных исследовательских задач, анализируют образцы лингвистической аргументации
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку, а также более глубокое овладение понятийным и терминологическим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике и анализирует психолингвистические данные различных типов
  • Студент различает основные принципы формального описания фонологических и морфологических систем языков мира
  • Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
  • Студент умеет проводить синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода и понимает основные формальные принципы и параметры устройства базовых синтаксических явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Повторение и введение в дисциплину
    План курса. Повторение основных понятий морфологии, синтаксиса и семантики из предшествующих лингвистических дисциплин. Разнообразие теоретических подходов к языку
  • Функциональные подходы к синхронным явлениям
    Различия формальных и функциональных подходов, функциональные объяснения в грамматике: дискурсивные подходы, принцип экономии, принцип иконичности; грамматика конструкций
  • Функциональные подходы к диахроническим явлениям
    Грамматикализация, деграмматикализация, формирование и изменение грамматического значения языковых единиц
  • 4Формальные подходы к фонологии и синтаксису
    Генеративная фонология, Теория оптимальности в фонологии, Структура непосредственных составляющих, комплементы и адъюнкты, функциональные проекции и структура клаузы, передвижение и его типы, ограничения на передвижение, теория связывания, падеж и согласование
  • 5Конкуренция формальных и функциональных подходов
    Усвоение и хранение словоизменительной морфологии. Усвоение аргументной структуры. Порядок слов. Островные ограничения. Дистрибуция референциальных ИГ в предложении и в дискурсе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала.
  • неблокирующий Экзамен
    Выполняется дистанционно. Задания для экзамена разработаны на основе пройденного материала.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Домашние задания + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашние задания + 0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
  • Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496
  • Yu, A., Riggle, J., & Goldsmith, J. A. (2011). The Handbook of Phonological Theory (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398612