We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Analysis of Literary Texts"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor


Kostin, Andrei

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Анализ литературного текста" посвящен разбору произведений словесного искусства. Курс учит слушателей готовить научные и научно-популярные рецензии с различными функциональными задачами и позволяет им выстроить эвристическую стратегию и систему аргументации при филологической работе с произведениями художественной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • закрепление навыков филологической работы с текстами различных типов, в том числе на примере текстов, позволяющих анализировать границы понятия «художественного текста».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет инструментарий филологической работы с «массовыми текстами», приводит примеры русско-язычной печатной рекламы интеллектуального продукта XVIII – XX вв., интегрирует филологическую информацию в различные по функциональным типам научно-популярные тексты.
  • Анализирует полемические и критические тексты русскоязычной традиции, перечисляет ряд образцов русско-язычной полемической и критической литературы XVIII – XX вв., пишет академи-ческую рецензию .
  • Рассматривает художественный текст и его составляющие как академическую проблему, понимает смысл и описывает область применения эвристических средств интерпретации, рецензирования и комментирования, находит аргументы для филологического анализа художественного текста и рецензирует его как в академическом, так и в популярном ключе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ «массового» текста и научно-популярное письмо
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих инструментарий работы с текстами, созданными неквалифицированными авторами; рассчитанными на «массовое чтение»; рекламой интеллектуального продукта; гуманитарными научно-популярными текстами.
  • Анализ полемического и критического текста; рецензия как академический жанр
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих инструментарий работы с полемическими и критическими текстами, в том числе литературными и академическими рецензиями.
  • Аргументация в анализе художественного текста
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих разнообразие филоло-гического инструментария в работе с художе-ственными текстами. Навыки эвристической работы и аргументации в филологической работе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аннотация научно-популярной лекции
  • неблокирующий Научно-популярный материал
  • неблокирующий Краткая рецензия на академическое издание
  • неблокирующий Рецензия на академическое издание
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Участие в работе семинара
    На каждом из занятий семинара учитывается любое выступление (в т. ч. серия выступлений, несколько) студента(ки) с места в связи с работой над предложенным для разбора кейсом в течение одного занятия. Каждый факт подобной работы вносится в ведомость как одна зачетная единица.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аннотация научно-популярной лекции + 0.1 * Краткая рецензия на академическое издание + 0.2 * Научно-популярный материал + 0.2 * Презентация + 0.2 * Рецензия на академическое издание + 0.2 * Участие в работе семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пешков И.В. (n.d.). Р. Барт и М. Фуко о генезисе категории авторства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fr-bart-i-m-fuko-o-genezise-kategorii-avtorstva
  • РОЛДУГИНА, И. (2016). Открытие Сексуальности. Ab Imperio, (2), 29–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=117873070

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кистерев Сергей Николаевич. (2014). «Ортодоксальная текстология» и «зародившаяся тенденция» в изучении древнерусской книжности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B24CBE3
  • Ольга Симонова. (n.d.). Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: история и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота». К выходу русского перевода книги Яна Плампера «История эмоций». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fizuchenie-emotsiy-kak-oblast-mezhdistsiplinarnoy-integratsii-istoriya-i-sotsiologiya-v-poiskah-obyasneniya-emotsionalnogo-povorota-k