• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Corpus Linguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент получает представление об основных понятиях, подходах и технологиях корпусной лингвистики, учится работе с наиболее известными международными ресурсами, использующими в своей основе принципы корпусов, а также приобретает навык построения собственных корпусов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навы-ков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент умеет объяснить принципы использования корпусов текстов в доступной форме, видит возможности использования корпусной лингвистики в других областях знания.
  • Студент умеет вести работы с программами, осознавая принципы авторского права
  • Студент умеет сформулировать задачу корпусного исследования, составить соответствующие корпусные запросы или применить необходимые программы, обработать полученные данные.
  • Способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
  • Способен использовать в своей работе источники и программный продукт на иностранном языке.
  • Способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
  • Корректно формулирует основные положения чужого труда; уточнения, дополнения и предложения к ним.
  • Студент умеет объсянть принципы использования корпусов текстовв доступной форме, видит возможности использования корпусной лингвистики в других областях знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в корпусную лингвистику
    Теоретическая значимость корпусных данных. Практическое использование корпусных данных.
  • Практика по работе в наиболее известных корпусах
    Использование интерфейса и языка запросов, использование экспортированных данных British National Corpus, НКРЯ, Intercorp, синтаксические корпуса. Наиболее известные корпуса русского языка
  • Качественные и количественные данные в корпусе
    Получение корпусных примеров: как и зачем. Корпусное изучение вариативности. Проблема взаимодействия факторов. Основы статистики
  • Принципы и способы составления корпусов
    Принципы составления корпусов (репрезентативность, сбалансированность, металингвистическая разметка, типы корпусов). Корпусные средства. Лингвистическое аннотирование.
  • Корпусные методы в применении к различ- ным дисциплинам
    Корпусная фонетика и фонология. Корпусная лексиколо- гия и лексикография. Корпусный морфосинтаксис. Использование корпуса для литературоведения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в компьютерном классе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Шерстинова, Т. (2008). «Один речевой день» на временной шкале: о перспективах исследования динамических процессов на материале звукового корпуса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CBC2459