• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Corpus Linguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент получает представление об основных понятиях, подходах и технологиях корпусной лингвистики и учится работе с наиболее известными международными ресурсами, использующими в своей основе принципы корпусов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навыков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет объяснить принципы использования корпусов текстов в доступной форме.
  • Студент умеет вести работы с программами, осознавая принципы авторского права.
  • Студент умеет сформулировать задачу корпусного исследования, составить соответствующие корпусные запросы или применить необходимые программы, обработать полученные данные.
  • Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в корпусную лингвистику
    Теоретическая значимость корпусных данных. Практическое использование корпусных данных.
  • Практика по работе в наиболее известных корпусах
    Использование интерфейса и языка запросов, использование экспортированных данных British National Corpus, НКРЯ, Intercorp, синтаксических корпусов. Наиболее известные корпуса русского языка
  • Качественные и количественные данные в корпусе
    Получение корпусных примеров: как и зачем. Корпусное изучение вариативности. Проблема взаимодействия факторов. Основы статистики
  • Принципы и способы составления корпусов
    Принципы составления корпусов (репрезентативность, сбалансированность, металингвистическая разметка, типы корпусов). Корпусные средства. Лингвистическое аннотирование.
  • Корпусные методы в применении к различным дисциплинам
    Корпусные методы для фонетических и фонологических исследований. Корпусная лексикология и лексикография. Корпусные методы исследования морфосинтаксиса. Использование корпусных методов в литературоведении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Семинары, где необходимо выполнять практические задания, проходят в компьютерных классах. Студент работает самостоятельно, пользуясь материалами лекций, в дальнейшем - работа обсуждается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.625 * Домашнее задание + 0.375 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Шерстинова, Т. (2008). «Один речевой день» на временной шкале: о перспективах исследования динамических процессов на материале звукового корпуса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CBC2459