• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Russian Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с восточнославянской и русской словесностью XI – XVII вв. и отличительными особенностями ее отдельных периодов. Студенты получают представление о первичных и вторичных источниках по предмету и навыки работы в области исследований старославянских и древнерусских текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с образцами восточнославянской и русской словесности XI – XVII вв., составившими ее канон во второй половине XX века;
  • формирование знаний, получаемых при чтении древнерусских текстов и научной литературы о них;
  • усвоение базовых навыков чтения репрезентативных образцов почерков XI-XVII вв. и перевода старославянских и древнерусских текстов на современный русский язык.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с принципами периодизации древнерусской литературы и способен назвать основные этапы ее истории
  • Владеет навыками чтения текстов, создававшихся в Московской Руси раннего Нового времени, может их жанрово атрибутировать и проанализировать их поэтологические особенности
  • Имеет опыт чтения ранних образцов киевской, новгородской, московской словесности и понимает их культурно-языковую, жанровую и региональную специфику
  • Может указать на основные особенности формирования Московской Руси и продемонстрировать понимание того, как и какие исторические события связаны с текстами этого периода
  • Знаком с литературными текстами Киевской Руси различных жанров и понимает корреляцию между ними и основными социокультурными параметрами истории Киевской Руси
  • Имеет представление об этапах создания и содержании московских текстов, написанных после объединения земель вокруг Москвы, и понимает их отношение к общественно-политическим и религиозным полемикам того времени
  • Читает и понимает тексты Смутного времени и может интерпретировать их с точки зрения русской истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика древнерусской литературы. Периодизация
    Вводные сведения о специфике ранней восточнославянской литературы, ее источников, изучения и описания. Разбор отдельных киевских текстов XI – XIII вв: ораторское искусство, летописание, житийная литература, переводы нехристианских текстов. Раннее новгородское летописание. «Слово о полку Игореве». Ранняя московская словесность.
  • Литература Киевской Руси
    Репертуар памятников: Состав импортированного корпуса переводных текстов. Священное писание как ядро церковнославянской литературы. Византийское наследие. Гимнография. Богословская литература. Переводная литература Древней Руси. Южнославянское наследие. Библейские и богослужебные тексты. Д.С. Лихачев и понятие «системы жанров». Агиография. Житие Феодосия Печерского. Произведения Борисоглебского цикла. Патерики. Апокрифы. Хроники. Летописи. Начальный летописный свод. Нестор. Повесть временных лет как основа региональных летописных традиций XII-XIV вв. Локальные летописные своды. Ораторская проза. Митрополит Иларион, «Слово о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского. «Моление Даниила Заточника». Панегирические и дидактические произведения. Воинские повести. «Слово о полку Игореве», его значение. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Хожения». Естественнонаучная литература.
  • Литература московских земель XVI-XVII вв.
    Разбор отдельных текстов XVI-XVII вв.: исторические, нравоучительные, житийные, полемические, (авто)биографические, эпистолярные, стихотворные, сатирические памятники
  • Литература XVII века
    Смутное время и его последствия. Авраамий Палицын и его «Сказание». Русская мифологическая историография: «Повесть о славене и Русе». Время Алексея Михайловича: «Соборное уложение» 1649 г. Киево-Могилянская академия и украинское влияние в культурной жизни Московского государства. Книжная справа. Церковные реформы патриарха Никона. Раскол. Старообрядческая литература. «Житие протопопа Аввакума». «Пустозерская» проза.
  • Литература Московской Руси
    Эсхатологические ожидания конца XV в. и их отражение в древнерусской литературе. Иосиф Волоцкий, его значение. Кружок архиепископа Геннадия Новгородского. Библейский свод 1499 г. Полемика Иосифлян с заволжскими старцами. Вассиан Патрикеев. Максим Грек – человек Ренессанса в Московском царстве, его деятельность. Книгопечатание. Иван Федоров. Государственная» литература Московского царства: Степенная книга. Московское летописание XVI века. Никоновская и Воскресенская летописи. Лицевой летописный свод. Митрополит Макарий и «Великие Минеии-четьи». Домострой. Стоглавый собор. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – публицистика XVI столетия.
  • Местные литературы
    Объединение земель вокруг Москвы и завершение локальных литературных традиций. Новгородская литература XV в.: «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Новгородском белом клобуке». Тверская литература: «Слово похвальное инока Фомы», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Флорентийская уния и «Хожение на Флорентийский собор». «Повесть о Меркурии Смоленском».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе семинара (УРС)
    На каждом из занятий семинара учитывается любое выступление (в т. ч. серия выступлений, несколько выступлений) студента(ки) с места в связи с работой над предложенным для разбора кейсом в течение одного занятия. Каждый факт подобной работы вносится в ведомость как одна зачетная единица. Каждому студенту (каждой студентке) предлагается внеаудиторно, читая текст к очередному семинару (высылается не позднее чем за 4 дня до семинара в виде *.pdf или *.djvu файла; набора *.jpg файлов или ссылки на открытый электронный ресурс), подготовить краткий ответ на вопросы, указанные в задании.
  • блокирует часть оценки/расчета Блиц
    Студентам предлагается определить текст из числа читавшихся в рамках курса по фрагментам; фрагменты выбираются в случайном порядке из числа предварительно отобранных и распечатанных преподавателем.В письменных работах (блиц, контрольная) не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме. При выявлении плагиата работа получает 0 баллов.
  • блокирует часть оценки/расчета Контрольная работа
    Студент(к)ам через систему LMS или по электронной почте предлагаются электронные копии хорошо читаемого рукописного текста XIV-XVII в. и предлагается выполнить их транскрипцию и перевод. В письменных работах (блиц, контрольная) не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме. При выявлении плагиата работа получает 0 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (устная презентация по материалам курса). Список вопросов предлагается за месяц до экзамена; студент(ка) готовит развернутый ответ на два вопроса (по одному для каждого модуля), используя самостоятельно найденную исследовательскую литературу. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us//). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, возможность установки клиентской программы Zoom. Для участия в экзамене студент(ка) обязан(а): явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студент(к)ам разрешается пользоваться подготовленными конспектами ответов и при необходимости - демонстрация экрана. В случае неустойчивого сигнала возможно отключение камеры. При пересдаче изложенные условия сохраняются..
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Блиц + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Участие в работе семинара (УРС) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Romoli, F. (2017). Exegetical Preaching by Kirill Turovskij: The Sermon on the Paralytic ; La predicazione esegetica di Kirill Turovskij: lo Slovo o rasslablennom ; Экзегетическое проповедничество Кирилла Туровского: “Слово о расслабленном.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D76D10D2
  • Tschižewskij, D. (1971). History of Russian Literature : From the Eleventh Century to the End of the Baroque. The Hague, Netherlands: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627332

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Romanchuk, R. (2007). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North : Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=682478
  • Shields Kollmann, N. (2017). The Russian Empire 1450-1801. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1450736