• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе занятий студенты получают представление о формировании и функционировании литературного андеграунда 1950-80-х гг. В задачи курса входит освоение следующих базовых навыков филологической специальности: чтение и анализ литературных и научных текстов на русском и английском языках; участие в обсуждении того или иного научного текста, выбор научной позиции; привлечение аргументов в пользу отстаиваемой позиции; понимание специфических особенностей дисциплины «история литературы», планирование самостоятельного исследования и подготовка к его проведению.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными проблемами исторического описания нонконформистского литературного сообщества в контексте деятельности официальных советских литературных институций.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент способен применять полученные знания в условиях междисциплинарности современной научной парадигмы
  • Студент способен проанализировать художественный и научный текст
  • Студент освоил принципы академического письма и научного стиля
  • Студент участвует в обсуждении работ, готовит устные сообщения, в том числе по материалам собственного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предпосылки формирования неофициальной литературы
    Советская система государственного управления культурой (творческие союзы, в том числе Союз писателей, государственная цензура) и существовавшая вне официальных институций неподцензурная литература. Становление литературного процесса, параллельного деятельности советских издательств, периодических изданий и Союза писателей с середины 1930-х годов до отмены закона о цензуре Б.Н.Ельциным.
  • Неофициальная литература как сегмент нонконформистского культурного сообщества
    Параллельные культурные сферы, образовывавшиеся вне официальных институций: круг художников «бульдозерной выставки», «газаневщина», независимые театральные студии, альтернативные философские школы, альтернативные научные сообщества. Андеграунд в СССР и других социалистических странах. Отличия и сходства между нонконформистскими сообществами в капиталистическом обществе и при социализме.
  • Самиздат и неофициальная литература.
    Роль неофициальной литературы в системе свободного распространения информации. История понятия «самиздат»: сокращенный неологизм поэта Николая Глазкова «самсебяиздат» с начала 1970-х гг. вошел в русский, английский, французский, немецкий и другие иностранные языки как обозначение одного из ключевых феноменов восточноевропейской социалистической системы.
  • Предтечи и кумиры представителей неофициальной литературы.
    Преодоление символистской традиции писателями и поэтами 1960-80-х гг. Влияние А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, А.А.Крученых, В.В.Хлебникова, О.Э.Мандельштама, М.А.Цветаевой и других литераторов Серебряного века и эпохи авангарда на творчество нонконформистов. Роль Л.Я.Гинзбург, В.Н.Петрова, Д.Я.Дара, Г.С.Семенова в становлении и формировании независимого литературного сообщества. ОБЭРИУ и абсурдистская традиция неофициальной литературы.
  • История синонимических самоназваний неофициального литературного сообщества.
    «Подполье», «андеграунд», «неофициальная литература», «независимая литература», «нонконформистская литература» и др. Динамика появления новых синонимических названий как свидетельство эволюции неофициальной литературной среды, постепенно, с конца 1960-х гг., начинающей осознавать себя как сообщество.
  • Ранний период истории неофициальной литературы.
    Первые литературные группы. Лианозовская, «барачная» школа. Роальд Мандельштам и круг Александра Арефьева. Круг Леонида Черткова. Круг Александра Гинзбурга. Возрождение традиций Серебряного века в литературе предоттепельного и оттепельного периода. Филологическая школа. История группы. Поэтика неофутуризма. Ахматовские сироты. История группы. Анна Ахматова в кругу Дмитрия Бобышева, Иосифа Бродского, Анатолия Наймана и Евгения Рейна: школа или взаимовлияние? Иосиф Бродский и позднесоветский литературный андеграунд. Александр Солженицын: литературная биография. «Бодался теленок с дубом». Дело Синявского и Даниэля. Статья Абрама Терца «Что такое социалистический реализм». Литературная оппозиция как эстетическая инаковость. Различение политического диссидентства и неофициальной литературной деятельности.
  • Период образования неофициального литературного сообщества (1).
    Конец 1960-х гг. как время переоценки ценностей. Начало третьей эмиграции и сплочения тех, кто остался в СССР, в единое социокультурное движение. Начало постмодернизма в русской литературе.
  • Период образования неофициального литературного сообщества (2).
    История альманаха «Лепта» и создание первых машинописных периодических изданий в Ленинграде в середине 1970-х гг. («Часы», «37»). Ключевые тексты, публиковавшиеся в этих журналах во второй половине 1970-х — начале 1980-х гг. (например, статья Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм» и стихотворения Аркадия Драгомощенко)
  • Заключительный период деятельности неофициального литературного сообщества (1).
    Второе и третье поколение машинописной периодики: «Обводный канал», «Митин журнал», «Транспонанс», «Сумерки» и др. История журналов и обзор ключевых текстов, в них публиковавшихся (например, стихотворения Сергея Стратановского, Ры Никоновой и Сергея Сигея).
  • Заключительный период деятельности неофициального литературного сообщества (2).
    Круг альманаха «Метрополь». История издания и роль «Метрополя» в истории неофициальной литературы. Наследие неофициальной литературы в постсоветском контексте. Формирование постсоветского литературного истэблишмента на основе позднесоветского литературного андеграунда. Успех московских концептуалистов. Успех Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Эдуарда Лимонова. Позднесоветская неофициальная литература как опыт свободы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Тема реферата может быть выбрана из списка рекомендованных тем или предлагается студентом и утверждается преподавателем. В реферате раскрывается, на основании дополнительного материала, одна из предложенных тем. Дополнительный материал включает в себя результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом. Речь идет, прежде всего, о самостоятельном анализе вопросов современной литературы. Реферат выполняется устно. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки реферата, для её раскрытия в работе
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в обсуждениях на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Устное сообщение-презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Длительность сообщения – 7-10 минут. Тема исследования и последующей презентации выбирается из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки презентации, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Реферат + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе/ Татьяна Колядич. - М.: Олимп, 2010. - 352 с. ISBN 978-5-7390-2285-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347521
  • Современная словесность: актуальные тенденции в русской литературе и журналистике: Монография / Солдаткина Я.В. - М.:МПГУ, 2015. - 160 с. ISBN 978-5-4263-0282-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schattenberg, S. (2018). Rezension: Friederike Kind-Kovács (Hg.): Samizdat, Tamizdat, and beyond. Transnational Media during and after Socialism (rezensiert von Susanne Schattenberg). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CBDB991
  • Савицкий, С. (2012). Рефлексия Как Этическая Ценность (Эпизод Интеллектуальной Биографии Л. Я. Гинзбург). Вестник Челябинского Государственного Университета, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14594864