• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Morphosyntactic Structure of Russian Language

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса слушатели получают представления о типологической специфике русского языка, работают с демонстрациями на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов; приобретают навык использования корпусов текстов и других лингвистических ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент(ка) знает основные подходы к выделению частей речи в языках мира, критерии выделения частей речи в русском языке, инвентарь русских частей речи в рамках наиболее распространённых подходов, основные лексико-грамматические разряды открытых классов слов, умеет применять различные теоретические и методологические подходы для анализа морфосинтаксиса русских прилагательных, предикативов, предлогов.
  • Студент(ка) знаком(а) с общей организацией русской глагольной системы и категориями русского глагола, знает основные понятия и актуальные проблемы русской и славянской аспектологии.
  • Студент(ка) знаком(а) с общей организацией русской именной системы и категориями русского имени, знает основные подходы к выделению согласовательных классов существительных, состав русской падежной системы в рамках различных подходов.
  • Студент(ка) знает основные понятия, факты и проблемы, касающиеся морфосинтаксиса клаузы в русском языке, в частности, порядка слов, отрицания, падежного маркирования аргументов, неглагольной предикации; имеет представление о факторах, влияющих на выбор падежа в именных предикатах, использование связки, употребление кратких форм прилагательных
  • Студент(ка) знает основные понятия, связанные с полипредикацией и финитностью, различает основные синтаксические типы зависимых клауз, умеет применять к материалу русского языка критерии различения сочинения и подчинения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Части речи.
    Открытые классы слов: глаголы, существительные, прилагательные, наречия, предикативы. Лексико-грамматические классы меньше частей речи: классы прилагательных, имена собственные и нарицательные. Закрытые классы слов: местоимения, числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия. Грамматикализация
  • Глагольная морфология
    Категории глагола: время, вид, наклонение, залог, согласовательные категории, репрезентация. Глагольный вид: особенности русской видовой системы. Видовая парность. Частновидовые значения. Славянский вид в типологической перспективе
  • Именная морфология
    Категории имени: род, число, одушевлённость, падеж. Распределение существительных по родам. Типы склонения. Частные значения граммем категории числа. Колебания в выражении одушевлённости. Состав падежной системы, периферийные падежи. Согласование в именной группе.
  • Клауза
    Порядок слов и информационная структура. Отрицание. Использование отрицательно поляризованных единиц. Падеж подлежащего и прямого дополнения при отрицании. Неглагольная предикация. Типы неглагольных предикаций. Выбор падежа в именных предикатах. Использование кратких форм прилагательных.
  • Полипредикация
    Сентенциальные актанты. Сентенциальные обстоятельства. Относительные предложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследовательская работа
    Представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (доклад и ответ на вопросы по одной из статей, обсуждавшейся на семинарах курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). Экзамен проводится согласно расписанию ответов, высланному преподавателями на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Содержание экзаменационного билета указывается в расписании за 20 минут до начала ответа. К экзамену необходимо подключиться, ответив на видеозвонок преподаваталей. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: принять видеозвонок преподаваталей, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться текстом статьи и конспектами. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее полутора минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение полторы минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Исследовательская работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Историческая грамматика русского языка: учеб. пособие/ Е.В. Шейко, А.Ф. Пантелеев. - 2-е изд.— Москва :РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 216 с. - (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/1760-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/958999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей (Материалы к транспозиционной грамматике русского языка): монография/В.В.Шигуров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) ISBN 978-5-16-103120-9 (online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/511395
  • Прономинализация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи: теория транспозиц..: Моногр./В.В.Шигуров, 2 изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-010968-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/507769
  • Ситдикова Ф.Б., Сафина Д.Р., & Мельникова О.К. (n.d.). Имплицитное отрицание и способы его передачи в высказываниях диалога (на материале татарского языка). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fimplitsitnoe-otritsanie-i-sposoby-ego-peredachi-v-vyskazyvaniyah-dialoga-na-materiale-tatarskogo-yazyka