• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Discourse Analysis

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Дискурсивный анализ" направлена на приобретение студентами знаний о дискурсивном анализе как уровневом разделе лингвистики. Курс предусматривает в равной мере и знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями), и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является знакомство студентов с дискурсивным анализом как самым молодым уровневым разделом лингвистики (с историей этой мозаичной дисциплины и её современным состоянием; с наиболее влиятельными направлениями в её составе; с именами и работами крупнейших учёных-дискурсологов; с аналитическими подходами к объекту исследования – тексту, понимаемому как результат динамического процесса языковой деятельности, вписанного в её социальный контекст).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
  • Студент знаком с основами теории речевых жанров, анализирует составляющие "языковой игры".
  • Студент знаком с основными подходами к выделению жанров; имеет представления об особенностях структуры компьютерно-опосредованных дискурсов разных видов и об особенностях управлениях взаимодействием.
  • Студент понимает, в чём заключаются и чем обусловлены основные различия между письменным и устным дискурсом.
  • Студент знаком с различными подходами к задаче членения дискурса на минимальные единицы, ориентируется в основных экспериментальных методиках извлечения монологов и диалогов и понимает, какие исследовательские задачи можно решать, применяя эти методики.
  • Студент знаком с лингвистической трактовкой термина «дискурс»; с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа; ориентируется в направлениях изучения дискурса; знает имена ведущих учёных, связанные с конкретными направлениями; понимает, в чём заключаются и чем обусловлены основные различия между письменным и устным дискурсом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
    Понятие «дискурс»: основные трактовки. Направления изучения дискурса. Дискурс в уровневой модели языка. Изучение дискурса и лингвистический функционализм. Модусы и субмодусы дискурса. Письменный и устный дискурс.
  • Речевые жанры
    Бахтин, Проблема речевых жанров. Якобсон, Лингвистика и поэтика
  • Языковые игры. Перформативный речевой акт.
    Понятие речевого акта.
  • Устная и письменная речь.
    Устная речь: проблемы просодии.
  • Анализ разговорной речи
    Анализ устной речи: первичный сбор материала и освоение методов его обработки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 1 тыс слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также письменное выполнение заданий преподавателя при работе в компьютерном классе.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.28 * Аудиторная работа + 0.21 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.21 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
  • Sinclair, J. M., & Carter, R. (2004). Trust the Text : Language, Corpus and Discourse. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arrington, R. L., & Glock, H.-J. (1991). Wittgenstein’s Philosophical Investigations : Text and Context. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=80393
  • Гойхман О. Я. Речевая коммуникация в системе коммуникативной подготовки в вузе [Электронный ресурс] / О. Я. Гойхман // Русская речь в современном вузе: сборник мат. пятой междунар. научно-практич. интернет-конф. / Орловский Гос. Техн. Ун-т, Моск. Гос. Пед. Ун-т. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - С. 90 - 93. - Библиогр.: с. 93. - Режим доступа: http://znanium.com/