• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Roman Literature (Readings in the Original)

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с реалиями римской культуры. В ходе занятий студенты знакомятся с понятийным аппаратом фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и стилистики латинского языка; основами стихосложения и навыками чтения стихотворного и прозаического текста; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке; а также формируют навык использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием реалий римской культуры, основ латинской версификации, навыками чтения оригинальных текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ознакомлен с историей римского ораторства и знает основных представителей, а также их наиболее значимые работы и способен к художественному переводу текста.
  • Студент осведомлен о жанрах и стилях александрийской поэзии и имеет навык художественного перевода.
  • Студент имеет представление о месте Цезаря в римской и мировой литературе, способен к переводу и анализу текста.
  • Студент знает, что такое архаизирующий стиль, понимает место Саллюстия в этапах римской историографии, имеет навык перевода текста.
  • Студент владеет навыками анализа произведений Вергилия. Понимает, в чем их сущностное отличие от работ других авторов и способен к художественному переводу.
  • Студент осведомлен о влиянии Горация на римскую литературу, умеет различать эподы, оды и послания; студент знает, что такое алкеева строфа и сапфическая строфа и умеет отличать их.
  • Студент понимает место Тита Ливия в римской литературе, способен к художественному переводу.
  • Студент имеет представление о римской элегии и знает её основных представителей. Студент получает навыки художественного перевода.
  • Студент понимает особенности римской сатиры и обладает навыком её перевода.
  • Студент ориентируется в трактатах Петрония и способен художественно перевести отрывок "Сатирикона".
  • Студент ориентируется в основных работах Овидия и способен к переводу его фрагментов.
  • Студент имеет целостное представление об эпиках флавианской эпохи и способен художественно переводить фрагменты текстов.
  • Студент понимает особенности жанра эпиграммы, а также знает основных представителей римской литературы, работавших в этом жанре. Студент способен к переводу текстов.
  • Студент понимает жанровое своеобразие Светония
  • Студент понимает особенности влияния произведений Курция Руфа на европейскую литературу
  • Студент знает историю возникновения жанра диалога в римской литературе, понимает его особенности. Ориентируется в работах Тацита.
  • Студент ознакомлен с возникновением и особенностями эпистолярного жанра в литературе
  • Студент знает, что такое вторая софистика. Ориентируется в основных представителях данного направления.
  • Студент ориентируется в работах основных представителей поздней римской поэзии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории римского ораторского искусства.
    Цицерон. Речи (Против Верреса. I; Против Катилины. I. В зашиту поэта Архия). Философские трактаты (О природе богов; О дивинации). Трактаты об ораторском искусстве (Об ораторе, Брут).
  • Катулл, биографические сведения.
    Александрийская поэзия в Риме: жанры и стиль.
  • Цезарь.
    Биографические сведения, его место в римской и мировой литературе. Записки о галльской войне; Записки о гражданской войне.
  • Саллюстий.
    Биографические сведения. Отношение к предшествующим этапам римской историографии. Архаизирующий стиль. «Заговор Катилины».
  • Вергилий.
    Светоний, «Жизнь Вергилия». Буколики (IV, VII), Георгики (миф об Аристее, IV), Энеида (падение Трои, II; схождение в преисподнюю, VI). Сведения о гекзаметре.
  • Гораций.
    Светоний, «Жизнь Горация». Эподы, оды, послания. Сведения о лирических размерах (алкеева строфа, сапфическая строфа). Гораций в русской литературе.
  • Тит Ливий.
    Первая декада, Ганнибалова война.
  • Римская элегия, общие сведения.
    Тибулл и Проперций.
  • Римская сатира.
    Гораций, Персий, Ювенал.
  • Овидий.
    Сенека Старший и Квинтилиан о нем. Любовные элегии. Героиды. Метаморфозы. Тристии.
  • Новый стиль. Сенека.
    Драматургия (Медея), философские трактаты (О гневе, Нравственные письма). «Апоколокинтосис» и традиции мениппеи.
  • Лукан. Светоний
    «Фарсалия» и ее отношение к «Энеиде». Эпизод Эрихто.
  • Петроний.
    Тацит о нем (Анналы, XVI). Поэтика «Сатирикона». Пир у Трималхиона.
  • Эпики флавианской эпохи.
    Стаций, «Фиваида». Смерть Тидея (кн.VIII).
  • Жанр эпиграммы.
    Катулл. Марциал. Клавдиан.
  • Светоний.
    Жанровое своеобразие. Влияние на европейскую литературу. Эйнхард, «Жизнь Карла Великого».
  • Курций Руф, «История Александра».
    Легенда об Александре в Средние века. Вальтер Шатильонский, «Александреида»
  • Тацит.
    «История», «Анналы». Жанр диалога в римской литературе. «Диалог об ораторах».
  • Эпистолярный жанр в римской литературе.
    Цицерон, Плиний Младший, Симмах.
  • Вторая софистика.
    Апулей. Жанровое разнообразие его прозы. «Метаморфозы» как аллегорический роман. Tumor Africus. Миф о Психее в европейской литературе.
  • «Римская история на пуантах» и собрание назидательных примеров
    Флор и Валерий Максим.
  • Христианская литература.
    Минуций Феликс. Киприан Карфагенский. Августин.
  • Поздняя римская поэзия.
    Авсоний, Клавдиан, Пруденций.
  • Боэций, биографические сведения.
    «Утешение Философией» и средневековые прозиметры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочная работа
    Проверочная работа проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 30 минут.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 30 минут.
  • неблокирующий Художественный перевод
    Внеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур.
  • неблокирующий Экзамен (контрольная работа)
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться только словарем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.21 * Лексический диктант + 0.35 * Проверочная работа + 0.14 * Художественный перевод + 0.3 * Экзамен (контрольная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clackson, J. (2011). A Companion to the Latin Language. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510034

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benjamin Hall Kennedy. (1850). Palæstra Latina; or, A second Latin reading-book, adapted to the Elementary Latin grammar, by B.H. Kennedy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200143.BibliographicResource.2000069379876
  • Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А. - Латинско-русский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 376с. - ISBN: 978-5-9765-1304-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2643