• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar: Ancient Germanic languages and texts

2016/2017
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты получают представление о соотношении устного и письменного бытования текста в средневековой культуре и системе жанров средневековой литературы, знакомятся с основными направлениями современных исследований в области исторической поэтики и текстологии, анализируют ряд работ, посвященных проблеме, исследуют ряд конкретных текстов по критическим изданиям, используя исторические грамматики и словари древнерусского, латинского, немецкого, английского, французского и древнеисландского языков (по выбору).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными подходами к сравнительно-историческому филологическому (лингвистическому и литературоведческому) анализу памятников западноевро- пейской и древнерусской письменности, а также освоение базовых понятий и методов исторической поэтики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные подходы к изучению средневековых литератур, основные категории и сопоставительного анализа.
  • Студент способен спланировать и задокументировать проведение самостоятельного исследования
  • Студент способен изложить содержание русского и англоязычного / немецкоязыкчного научного текста
  • Студент способен проанализировать и отреферировать русско-, англо- или немецкоязычный научный текст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Константы средневековой культуры: введение в проблематику; история вопроса
    Понятие «средневековой цивилизации». Средние века в восприятии гуманистов, просветителей и романтиков. Становление медиевистики как науки. Историческая антропология и школа «Анналов».
  • Средневековая эпическая традиция и ее исторические истоки
    Устная и письменная традиция в западноевропейском Средневековье. Средневековый эпос как объект исторической поэтики. Эпическая традиция и ее исторические истоки.
  • Сказание о Нибелунгах/Нифлунгах в германской и латинской традиции
    Ранние тексты: латинская поэма «Вальтарий» и древнеаглийские фрагменты «Вальдере; немецкая традиция: «Песнь о Хильдебрандте», «Песнь о Нибелунгах», «Плач», «Сказание о Роговом Зигфриде», романы о Дитрихе Бернском; скандинавская традиция: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидрихе Бернском».
  • Особенности пространственно-временного континуума в «Песни о Нибелунгах»
    Чтение и интерпретация избранных эпизодов (средневерхненемецкий оригинал и его переводы на немецкий и русский языки)
  • Chanson de geste и средневековый рыцарский роман. Формульные структуры в «Песни о Роланде».
    Романы бретонского цикла во Франции, Англии и Германии.
  • Средневековая латинская риторика и литература на новых европейских языках (поэтические жанры, проповеди)
    Проблема многоязычия в средневековой Европе (католический Запад и Slavia orthodoxa).
  • Средневековая лирика на латинском и новых европейских языках: система жанров.
    Анализ текстов на латинском, старофранцузском, среднеанглийском и средневерхненемецком языках.
  • Религиозная литература Западной и Восточной Европы (Slavia orthodoxa).
    Жанры богословской, назидательной, житийной, гомилетической и молитвенной литературы.
  • Основы средневековой текстологии. Методы анализа содержательной и языковой вариативности в тексте.
    Принципы и методы издания средневековых текстов. Школа К. Лахманна и ее оппоненты. «Новая филология» и нормы научно-критического издания.
  • Категории средневековой словесности.
    Новые методы и подходы к филологическому анализу текста в современной медиевистике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Подготовьте доклад по одной из предложенных тем. Доклад не должна занимать более 7-10 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает участие студента в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также выполнение письменного задания (проведение филологического анализа)
  • неблокирующий Итоговый контроль (реферат)
    Объектом итогового контроля является устное сообщение-реферат по материалам обсуждаемых работ (список работ представлен) и собственного исследования с использованием электронной презентации в программа Power Point. В устной презентации студент должен представить наиболее важные результаты своей работы. Содержание устного сообщения готовится студентом вне аудитории. Длительность сообщения составляет не более 10 минут. После выступления студент должен ответить на вопросы преподавателя и аудитории (других студентов).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Доклад + 0.2 * Итоговый контроль (реферат)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зaxapob, В. (1992). Историческая Поэтика И Ее Категории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.610F659B
  • Сердюк, Т. (2006). Средневековый Этический Мимесис. ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14095933

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вальтер В.Г. - Кольцо Нибелунга. Общедоступное пособие для слушателей музыкальной драмы Р. Вагнера - Издательство "Лань" - 2014 - 53с. - ISBN: 978-5-507-40729-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51635
  • Ершова Ирина В икторовна. (2015). «Песнь О Роланде » И История Изучения Средневековых «Песен О Деяниях». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A2735B88