• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Language in the Context of Speech Disorders and Bilingualism

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors


Куликова Елизавета Романовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предусматривает знакомство студентов с формами и характеристиками атипичной речи, ее спецификой и подходами в изучении. Рассматриваются основы клинической лингвистики и междисциплинарные подходы к речевой реабилитации в том числе билингвов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • ознакомить слушателей с основными формами и типами атипической речи • сформировать навыки применения навыков лингвистического анализа для задач речевой реабилитации • сформировать общее представление о причинах речевых нарушений и потенциале речевой способности билингва
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет ориентироваться в актуальных проблемах изучения атипичной речи и речевых механизмов, лежащих в основе билингвальной языковой личности
  • Студент демонстрирует навыки практического анализа видов и типов речевых нарушений
  • Студент демонстрирует навыки лингвистического аннотирования атипичного речевого сигнала
  • Студент владеет навыками разработки и проведения экспериментов, направленных на изучение специфики функционирования речевой способности билингва
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Типичная и атипичная речь: где проходит граница?
  • Афазии
  • Фонационные нарушения
  • Расстройства письменной речи
  • Речевое недоразвитие
  • Атипичная речь как следствие когнитивных и психических нарушений
  • Билингвизм: типы и основные характеристики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    На семинарах студенты обсуждают научные и научно- популярные тексты, а также лингвистические ресурсы и результаты практических заданий, выдававшихся в качестве домашних заданий. Список вопросов и заданий к семинару предоставляется –не менее чем за 3 дня до семинара.
  • неблокирующий Групповой проект
    -
  • неблокирующий Домашние задания
    После семинара студенты в письменном виде сдают одно из семинарских заданий, обозначенное преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Групповой проект + 0.3 * Домашние задания + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики : сборник научных трудов / Т. В. Ахутина. — Москва : Языки славянских культур, 2014. — 424 с. — ISBN 978-5-9905856-8-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137258 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глухов, В. П.  Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511849 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Колмогорова Анастасия Владимировна
  • Афанасьева Анастасия Викторовна