• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Problematics of Modernity: Literature, Culture, Theory"

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — помочь студентам ориентироваться в проблематике современного гуманитарного знания и развить понимание культуры модерности. Анализ выбранных исторических периодов и характеризующих их текстов (охватывающих преимущественно ХХ век) призван сформировать понимание путей развития современного гуманитарного и социологического знания, показать истоки некоторых методов, теорий и предпосылок, а также возможность их применения. Курс предполагает интердисциплинарный подход: наряду с филологическим инструментарием студенты познакомятся с понятиями из методологического аппарата социальной теории, культурной антропологии, семиотики. Курс сосредоточен на проблеме гуманитарного знания и вопросах, с которыми ученый-филолог непосредственно сталкивается в своей работе. Предполагается, что в ходе курса поставленные теоретические вопросы студенты будут решать на материале своих дипломных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение методами критического анализа литературного, кинематографического, документального текстов; обогащение методологического инструментария; знакомство и освоение методологии социальных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать различные тексты, комбинируя методы гуманитарных и социальных наук;
  • оперировать инструментарием социальной теории;
  • понимает гетерогенность и социальные функции эго-документов
  • имеет представление о литературной и социальной репутациях и конструировании идентичности
  • имеет представление о разных дискурсивных модусах художественного текста
  • ориентируется в русской литературе начала ХХ века, понимает влияние ключевых событий на формирование литературного процесса и становление гуманитарного знания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология как наука понимания и проблема «понимания»:
  • «Жизненный мир» исследователя и объект исследования
  • Репутация, социальное лицо, слава в веках
  • Текст как действие.
  • Художественный текст Vs. действительность
  • Литература в поисках современности
  • Источник, информация, интерпретация
  • Человек и время: мемуары и историческое сознание
  • «Память, говори!»:
  • Ускользающий объект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модульная работа
    Оценивается: 2 модуль 2023/2024 Не является экзаменом Письменное задание в конце модуля представляет собой эссе на одну из предложенных или выбранных студентом самостоятельно тем. Объем письменного задания — до 5 000 знаков с пробелами.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается: оценка ставится за каждый модуль Описание: Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы, обозначенной в силлабусе курса.
  • неблокирующий Финальное эссе
    Эссе представляет развернутое письменное высказывание на одну из предложенных или выбранных студентом тем. Объем эссе — до 10000 знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.1 * Модульная работа + 0.4 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Актуальность прекрасного : пер. с нем., Гадамер, Г.- Г., 1991
  • Блокадная этика : представления о морали в Ленинграде в 1941 - 1942 гг., Яров, С. В., 2013
  • Герменевтика : история и современность, (критические очерки), ред. Б. Н. Бессонов, И. С. Нарский, 303 с., , 1985
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017
  • Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии, Шютц, А., 2003
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диалектическая этика Платона. Феноменологическая интерпретация "Филеба", Гадамер, Г., 2000

Авторы

  • Пахомова Александра Сергеевна
  • Жиляева Виктория Артуровна