We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Literacy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Герасимова Татьяна Витальевна

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» специально для студентов образовательных программ «Филология» и «История» и направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети. Также будут обсуждаться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для сохранения культурного наследия и создания сайтов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в учёбе и жизни, а также формирование начальных компетенций в области работы с данными с учетом специфики гуманитарной сферы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
  • создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
  • самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • организовывать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
  • использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
  • искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц;
  • анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • создавать проекты для сохранения культурного наследия с помощью компьютерных технологий
  • использовать цифровые ресурсы для поиска информации, научно-исследовательской и проектной деятельности
  • создавать сайты с помощью блочного конструктора Tildа для представления результатов исследования или проектной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаграмотность
  • Компьютерная безопасность
  • Интернет-грамотность
  • Академическая грамотность
  • Юридическая грамотность в Сети
  • Компьютерная грамотность
  • Техническая грамотность: документы и облака
  • Техническая грамотность: таблицы
  • Основы больших данных
  • Техническая грамотность: презентации
  • Цифровое сохранение культурного наследия
  • Сайты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторные (и домашние) практические работы
    Множественное задание: состоит из 13 оцениваемых заданий. Совмещённый элемент контроля.
  • неблокирующий КонтрольнаяНЭ
    Контрольная, основанная на Спецификации НЭ по ЦГ 2024-25 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Синхронный, очный элемент контроля. Контроль проводится один раз.
  • неблокирующий Групповой проект
    Множественное задание: состоит из 5 оцениваемых заданий. Совмещенный элемент контроля с обязательной очной защитой.
  • неблокирующий Аудиторные (и домашние) практические работы
    Множественное задание: состоит из 13 оцениваемых заданий. Совмещённый элемент контроля.
  • неблокирующий Групповой проект
    Множественное задание: состоит из 5 оцениваемых заданий. Совмещенный элемент контроля с обязательной очной защитой.
  • неблокирующий КонтрольнаяНЭ
    Контрольная, основанная на Спецификации НЭ по ЦГ 2024-25 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Синхронный, очный элемент контроля. Контроль проводится один раз.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Формула по 8-балльной шкале 0,25 * КонтрольнаяНЭ 0,25 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,3 * Групповой проект Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Правила получения оценок 9 и 10 за дисциплину-пререквизит указаны в пунктах 74 и 77 ПОПАТКУСа: https://www.hse.ru/docs/551872110.html Оценки 9 и 10 можно получить перезачётом результатов Независимого экзамена по Цифровой грамотности или Внешней оценки.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442471 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Миркин, Б. Г.  Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450262 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 399 - Д.Балуев - Секреты приложений Google - 9785961420463 - Alpina - Альпина Паблишер - 2010 - https://hse.alpinadigital.ru/book/399
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Кирина Маргарита Александровна