We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project seminar “Sources of information in media communications”

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Ахметжанова Ксения Раисовна


Востроилова Татьяна Вячеславовна


Граушкина Ксения Юрьевна


Жаворонкова Анна Николаевна


Казанцева Елена Дмитриевна


Палей Милана Григорьевна


Строгальщикова Дарья Алексеевна


Хрулева Татьяна Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

В эпоху цифровизации, экспансии digital-платформ и бурного развития технологий Web 2.0 медиаиндустрия во всём мире переживает радикальную трансформацию. Дисциплина поможет студентам на основе проектной деятельности сформировать знания, навыки и компетенции, позволяющие им овладеть базовыми жанрами, форматами и инструментами современных медиакоммуникаций. В первом и втором модулях они научатся извлекать информацию из различных источников, разберутся в таких понятиях, как новость, факт и эксклюзив, и познакомятся с ключевыми журналистскими жанрами – новостной заметкой и интервью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний, навыков и компетенций, необходимых для профессиональной работы с новостным полем и источниками информации - как письменными, так и устными.
  • Отработка на практике базовых принципов написания и редактирования новостных текстов и интервью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками мониторинга и анализа информационного поля и его сегментов.
  • Умеет определять степень эксклюзивности, актуальности и социальной значимости информации.
  • Владеет практиками сбора и извлечения информации из письменных и устных источников
  • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре жёсткая новость.
  • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре интервью.
  • Имеет представление о таких понятиях, как новость, факт, фейк и эксклюзив
  • Владеет основными приёмами проверки достоверности информации (фактчекинга)
  • Владеет орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими, семантическими, стилистическими нормами русского языка при написании и редактировании медиатекстов
  • Понимает разницу между интервью как журналистским жанром и интервью как способом получения информации
  • Умеет грамотно осуществлять подготовку к интервью
  • Владеет основными техниками ведения интервью
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 модуль. 1 Медиа, информация и новость: соотношение понятий
  • 1 модуль. 2 Проблема актуальности и эксклюзива
  • 1 модуль. 3 Источники информации
  • 1 модуль. 4 Новость и аудитория
  • 1 модуль. 5 Редактирование новости
  • 1 модуль. 6 Новость и медиаэтика
  • 2 модуль. 1 Типология интервью
  • 2 модуль. 2 Подготовка к интервью
  • 2 модуль. 3 Знаменитые интервьюеры: от классиков до современников.
  • 2 модуль. 4 Психологические и этические аспекты интервью
  • 2 модуль. 5 Расшифровка и редактирование интервью
  • 2 модуль. 6 Интервью и аудитория
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание новостных текстов
    Студенты создают и продвигают в медиа тексты в жанре жёсткая новость. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – от 800 до 1200 знаков с пробелами. Студенты самостоятельно собирают информацию, интервьюируют ньюсмейкеров, выбирают цитаты, пишут материалы и сохраняют их в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои тексты и договариваются об их публикации в медиа или новостных пабликах. В случае, если какая из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Написание интервью
    Студенты ищут героев, составляют список вопросов, берут, расшифровывают, пишут и редактируют интервью. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – 8-12 тысяч знаков с пробелами. Как минимум одно интервью должно быть экспертным (человек интересен как специалист в определённой области) и одно – портретным (человек интересен сам по себе). Студенты сохраняют интервью в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.6 * Написание интервью + 0.4 * Написание новостных текстов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Королёв, Е. А. 33 урока для будущих журналистов : учебное пособие / Е. А. Королёв, Н. А. Павлушкина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-9765-3915-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119150 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 22113 - М. Ильяхов - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - 9785961442434 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113
  • Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: 25 мастер-классов : учебное пособие / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., исп. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 168 с. — ISBN 978–5–7567–0963–6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115623 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна