We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology in Communications and Media

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Коммуникации являются основой жизни и деятельности каждого человека, структурируют общество и культуру. Понимание психологических основ коммуникации, знание психологических закономерностей и принципов построения и функционирования любого взаимодействия создают базу развития специализированных навыков в области медиакоммуникаций, позволяют найти собственный коммуникативный стиль и сформировать устойчивость в восприятии и интерпретации медиапродуктов. Дисциплина представляет собой синтез классических психологических знаний и материалов быстро развивающейся науки медиапсихологии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать устойчивые представления о природе, сущности и механизмах психических явлений
  • Сформировать устойчивые представления о природе, сущности и механизмах человеческого поведения (индивидуального, группового и массового)
  • Сформировать навыки распознавания психологических явлений и феноменов, репрезентированных различными медиапродуктами
  • Сформировать базовые навыки использования психологических знаний в создании медиапродуктов с заданными характеристиками
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Умеет описывать феноменологию коммуникативной ситуации в академических психологических терминах
  • 2. Различает психологические феномены (процессы, состояния, свойства), дает им определения
  • 3. Понимает сущность классических психологических теорий и использует их для объяснения сложных психологических явлений
  • 4. Выделяет психологические компоненты коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации
  • 7. Применяет психологические знания в построении и реализации собственной коммуникативной стратегии
  • Выделяет и применяет техники невербальной коммуникации в соответствии с коммуникативными задачами
  • Применяет психологические знания для оценки структуры, качества и содержания медиаэффектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология воздействия и влияния
  • Психология как наука и практика
  • Психология познания
  • Психология переживания
  • Психология деятельности и субъектности
  • Психология индивидуального становления
  • Психологическая модель коммуникаций
  • Невербальные средства коммуникации и воздействия
  • Вербальные техники выражения смыслов и убеждения
  • Медиа пространство и психическая реальность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценивается активность студента на семинарском занятии
  • неблокирующий Тестирование
    Тест по материалам учебного модуля
  • неблокирующий Групповой проект
    Подготовка и проведение мероприятия по теме дисциплины для группы из 20и более участников
  • неблокирующий Индивидуальный вклад в групповой проект
    Индивидуальный вклад студента в групповой проект оценивается всеми студентами - участниками проектной группы в закрытом формате.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Групповой проект + 0.1 * Индивидуальный вклад в групповой проект + 0.2 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Адамьянц, Т. З.  Социальные коммуникации : учебник для вузов / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06898-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516353 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гавра, Д. П.  Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511672 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 524 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06919-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516591 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гулевич, О. А.  Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518819 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Жилавская, И. В. Виды медиа: типология и история : учебное пособие / И. В. Жилавская, К. К. Онучина. — Москва : МПГУ, 2020. — 208 с. — ISBN 978-5-4263-0894-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252998 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кафтан, В. В., Концепции, практики и технологии современных медиа : учебник / В. В. Кафтан. — Москва : КноРус, 2022. — 513 с. — ISBN 978-5-406-08829-6. — URL: https://book.ru/book/942521 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Кудрявцева Елена Игоревна
  • Котюкова Анастасия Васильевна