• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Art Criticism

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Гиндина Екатерина Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по арт-критике – это возможность не только освоить базовые инструменты для навигации по арт-пространству, но и научиться быть проводником для других. Для этого важно освоить методы и критерии анализа художественного события/объекта, разобраться в контекстах и установках современного арт-рынка. Но только разбираться в теориях и практиках, уметь «смотреть и видеть», – мало. Нужно научиться быть понятным: уметь емко формулировать, аргументировать критическое суждение и донести его до целевой аудитории. В ходе курса студенты осваивают методы исследования художественного объекта/события, учатся искать подходящий язык/словарь и использовать инструменты критического анализа для работы в медиасреде культурной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к профессиональной деятельности в культурной сфере: формирование представления о принципах функционирования современной культурной среды, развитие навыков анализа художественного объекта/события и применения инструментов критического анализа при создании контента в различных медиаформатах, жанрах, в соответствии с запросом заказчика и ожиданиями целевой аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Владеет представлениями об истории арт-критики, ее составляющих, и методах проведения критического анализа
  • 2. Применяет различные подходы и методы критического анализа художественного объекта/события для создания арт-критических материалов
  • 3. Владеет навыком аргументации и надпрофессиональными компетенциями, необходимыми для проблемно-ориентированной коммуникации
  • 4. Умеет самостоятельно подбирать и пользоваться профессиональной литературой и др. источниками при подготовке критического материала
  • 5. Анализирует потребности целевой аудитории, способен выявлять запрос, подобрать соответствующие способы коммуникации, форму, жанр, формат и стилистику критического текста
  • 6. Имеет навык рефлексивного осмысления собственного медиатекста/продукта, опыта его создания, владеет навыком конструктивного анализа критических медиатекстов/продуктов, созданных другими
  • Знает основные принципы критического анализа художественного объекта/события;
  • Умеет выявить и охарактеризовать элементы художественного целого, объяснить принципы его организации;
  • Применяет инструменты критического анализа художественного объекта/события в процессе создания медиапродукта/контента в различных жанрах и медиаформатах;
  • Владеет навыком аргументации и выявляет причинно-следственные связи, ошибки в логике критического высказывания;
  • Умеет самостоятельно выбирать, использовать литературу и другие источники при анализе художественного объекта/события и создании контента;
  • В процессе формулирования результатов критического анализа при создании медиапродукта/контента учитывает запрос и технические требования, потребности и целевой аудитории, способен подобрать соответствующие способы коммуникации, форму, жанр, формат, стилистику медиапродукта/контента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Арт-критика как деятельность: понятие и история, ключевые фокусы и инструменты
  • Раздел 2. Художественный объект/событие как целое: к методам и подходам комплексного критического анализа
  • Раздел 3. Использование инструментов критического анализа при создании медиаконтента
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В течение модуля каждый студент выполняет самостоятельное задание по теме семинара (далее – материалы), участвует в групповых обсуждениях материалов в рамках текущей семинарской практики. В ходе презентации материалов происходит обмен мнениями о содержании проделанной работы, использованной литературе, представленном контенте, опыте подготовки задания. Оценка формируется на основании результатов публичной презентации материалов, участия в групповых обсуждениях. Требования к материалам: форма – доклад и презентация; объем доклада (в случае заочной формы презентации преподавателю) – до трех страниц, включая иллюстрации и инфографику, размер шрифта – 14 кегль; тайминг презентации материалов – до семи минут, объем презентации – до пяти слайдов. Стиль изложения – свободный. Материалы создаются студентом самостоятельно в соответствии с полученным на семинаре заданием. При выполнении задания можно пользоваться литературой и другими источниками, которые рекомендовал преподаватель или студент нашел самостоятельно.
  • неблокирующий Групповой медиапроект
    Студенты разбиваются на группы (не более 8 человек), каждая группа работает над проектом, связанным с созданием медиаплана и (или) контента, сопровождающего культурное событие/презентующего художественный объект, в соответствии с заданием преподавателя или заказчика – представителя медиаплатформы, культурной институции и пр. Результаты работы (медиапроект) презентуются в ходе семинарских занятий в форме доклада и презентации. Тайминг доклада – до семи минут. Объем презентации - до пяти слайдов. По итогам защиты студенты получают общую для группы оценку.
  • неблокирующий Портфолио
    Студенты разбиваются на группы (не более 8 человек), каждая группа в соответствии с заданием выбирает от одного до трех художественных событий/объектов из предложенных преподавателем или самими студентами (по согласованию). Студенты совместно формулируют концептуальную рамку (определяют предполагаемую целевую аудиторию, функциональную направленность контента, жанры, форматы и др. параметры), и далее каждый из студентов создает материал, содержащий критический анализ выбранного объекта/события. Результаты работы презентуются группой в ходе семинарских занятий. По итогу презентации студенты получают индивидуальную оценку в соответствии с качеством материалов и его комплементарностью предложенной группой концептуальной рамке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Групповой медиапроект + 0.5 * Портфолио + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Байрнс, У. Д. Менеджмент и культура : учебное пособие / У. Д. Байрнс , под редакцией И. Чубарова. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 624 с. — ISBN 978-5-7598-1102-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173371 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Как писать о современном искусстве / Пер. Е. Рубиновой - 978-5-91103-338-5 - Уильямс Гильда - 2017 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371859 - 371859 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство видеть. Как понимать современное искусство : пер. с англ. - 978-5-91103-590-7 - Эсплунд Лэнс - 2021 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/386085 - 386085 - iBOOKS

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна