We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Legal Regulation of Media

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 4 module

Instructors


Королев Евгений Владимирович


Макеева Жанна Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в деятельности медиа
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, для защиты интересов государства и общества, своих профессиональных прав
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет регламентирующие нормативно-правовые документы и требования в сфере массовой информации
  • Выделяет разные виды ответственности для СМИ и журналистов, называет основания их применения.
  • Называет общие подходы к регулированию персональных данных в РФ и ответственность за нарушения. Формулирует особенности работы СМИ с персональными данными.
  • Объясняет нормы и правила работы журналиста-международника
  • Формулирует роль и значение нематериальных благ в деятельности медиа
  • Называет основные тенденции в современном правовом регулировании медиасферы в России и в мире
  • Называет основные подходы регулирования ИИ, сформировавшиеся в России и в мире
  • Называет основные тенденции и принципы правовой защиты персональных данных на национальном и международном уровнях
  • Раскрывает концепцию "права на забвение" в контексте российского правового регулирования информационной сферы
  • Раскрывает основные принципы правового регулирования деятельности СМИ в РФ на современном этапе
  • Идентифицирует правовые риски, связанные с использованием произведений третьих лиц в медиапроектах
  • Называет основные подходы, сложившиеся в современном регулировании ИИ в контексте интеллектуальных прав на национальном и международном уровнях
  • Называет основные виды авторско-правовых договоров и их особенности, в соответствии с Четвертой частью ГК РФ
  • Называет особенности правового регулирования распространения рекламы в Интернете на современном этапе развития рекламного законодательства РФ
  • Классифицирует медиаконтент возрастной маркировкой в соответствии с нормами N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Называет основные ограничения распространения информации в контексте N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа. Тенденции в правовом регулировании медиасферы в России и в мире.
  • Тема 2: Организация деятельности редакции СМИ: права, обязанности, ограничения и гарантии профессиональной деятельности журналиста в РФ.
  • Тема 3: Защита чести, достоинства и деловой репутации в РФ. Ответственность за распространение «недостоверной» информации.
  • Тема 4: Неприкосновенность частной жизни: защита права на изображение и “приватности” в Интернете. Правовое регулирование персональных данных.
  • Тема 5: Интеллектуальная собственность в медиа: авторско-правовой аспект. Авторское право и цифровой контент, технологии ИИ.
  • Правовое регулирование рекламы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
  • неблокирующий Тесты по итогам лекций
  • неблокирующий Промежуточное тестовое задание
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен + 0.25 * Промежуточное тестовое задание + 0.1 * Тесты по итогам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535437 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536222 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Федотов, М. А., 2002
  • Рассолов, И. М.  Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18043-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535625 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Савина, В. С., Авторское право в творческих индустриях в условиях цифровой экономики : монография / В. С. Савина, А. В. Гурко, Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2022. — 119 с. — ISBN 978-5-4365-9027-1. — URL: https://book.ru/book/942733 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Шершеневич, Г. Ф.  Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539514 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Щербак, Н. В.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15929-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538568 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Павленко Валентина Юрьевна
  • Денисова Алена
  • Федорова Ксения Александровна
  • Панасенко Юлия Владимировна