• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

New Media in Art

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает глубокое погружение в мир медиаискусства. Участники познакомятся с ключевыми концепциями и направлениями в этой сфере и рассмотрят знаковые мировые кейсы, демонстрирующие взаимодействие технологий, науки и арт-практик (Art & Science). Особое внимание будет уделено тому, как художники используют технологии ИИ, робототехнику и биомедицину, стирая границы между природой и культурой. Курс также включает изучение генеративного искусства и медиаархеологии, раскрывающей историю медиакультуры через технические устройства и платформы. Отдельный блок посвящен искусству для бизнеса: слушатели узнают, как арт-объект может стать спецпроектом, как эффективно сотрудничать с компаниями, организовывать открытые конкурсы (опен-коллы) и выставки. Значительная курса посвящена практической работе студентов над собственными художественными проектами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование глубокого понимания ключевых направлений и современных тенденций в области медиаискусства, включая знакомство с передовыми технологиями, позволяющими создавать инновационные арт-проекты на стыке науки и культуры.
  • Развитие практических навыков и компетенций участников, необходимых для успешной реализации собственных художественных проектов, интеграции искусства в бизнес-среду, эффективного взаимодействия с корпоративными заказчиками и организации мероприятий, таких как выставки и открытые конкурсы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и исторические этапы развития медиаискусства, понимает взаимосвязи между искусством, наукой и технологическими достижениями.
  • Понимает основные философские концепции, связанные с искусством.
  • Умеет анализировать современные тенденции и ключевые направления в медиаискусстве, способен выделять наиболее значимые произведения и проекты.
  • Понимает принципы работы с новейшими технологиями: использование ИИ, робототехники, а также биотехнологий в создании произведений искусства.
  • Освоил основы медиаархеологии, развил способности видеть связь технических устройств прошлого с современной медийной культурой.
  • Сформировал представления о роли искусства в бизнесе, понимает возможности превращения арт-проектов в коммерчески успешные инициативы.
  • Приобрел навыки эффективной коммуникации с корпоративными партнерами, опыт участия в открытых конкурсах и выставочных проектах.
  • Освоил практические методы разработки индивидуальных творческих проектов, создал концепцию проекта.
  • Приобрел новые навыки критического мышления, сформировал умение оценивать качество художественного продукта с точки зрения эстетики, социальной значимости и коммерческой эффективности.
  • Повысил уровень креативности и самостоятельности, готов экспериментировать и предлагать нестандартные решения в рамках медиаискусства.
  • Владеет представлениями о тенденциях в современных арт-проектах.
  • Умеет проводить первичный анализ трендов и инноваций, а также оценку рисков при создании арт-проектов.
  • Способен сформулировать несколько идей для разработки собственного арт-проекта.
  • Умеет анализировать и отбирать удачные идеи проектов для последующей реализации.
  • Умеет планировать реализацию медиапроекта, включая подробный план реализации, примерный бюджет и визуализацию проекта.
  • Способен создавать экспликации к собственным проектам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение понятия «медиа» и типология медиа
  • Новые медиа.
  • Основные философские концепции, связанные с пониманием новых медиа в искусстве.
  • Кибернетика.
  • Роботическое искусство.
  • Цифровое искусство (Digital Art).
  • Биоарт. Биотехнологии в искусстве.
  • Sound Art.
  • Использование запахов в медиапроектах.
  • Различные методы и техники генерации идей.
  • Генерация идей: практикум
  • Этап отбора и развития идеи
  • Презентации идей арт-проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Студентам необходимо энергично работать на семинарских занятиях, что выражается в участии в дискуссии по тематике лекций. Студенты вступают в диалогическую коммуникацию с преподавателем и друг с другом и демонстрируют знания, полученные во время лекционных и в ходе подготовки к семинарским занятиям. Вопросы студентам в аудитории даёт преподаватель, вопросы преимущественно основаны на домашнем задании и материале лекций.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад предполагает подготовку материала по заданной теме (разбор существующего успешного артпроекта). Доклад должен соответствовать заявленным темам, которые преподаватель озвучивает на занятии, должны отличаться содержательностью и укладываться в заранее оговоренные временные рамки. Данное задание максимально может быть оценено на 10 баллов. Работа выполняется самостоятельно или а паре. Доклад сопровождается презентацией (количество слайдов – на усмотрение выступающих). Доклад длится до 15 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу студенты обязаны самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 5 источников).
  • неблокирующий Проектная работа
    «Итоговый проект» – это самостоятельная работа, которую студенты выполняют во время прохождения курса (презентация собственного проекта). Работа выполняется в небольших группах до 4 студентов. Презентация собственного проекта сопровождается презентационными материалами (количество слайдов – на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 15 минут, из которых 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу студенты обязаны самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 5 источников). Каждый из участников группы готовит по одному из разделов доклада. Роли внутри команды студенты распределяют самостоятельно, согласно задачам проекта. Каждый из студентов презентует свою часть, при этом вводные и заключительные слова распределяются между студентами по их желанию (по согласованию внутри группы).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.25 * Доклад + 0.45 * Проектная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Язык новых медиа / Перевод Дианы Кульчицкой - 978-5-91103-411-5 - Манович Лев - 2018 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371840 - 371840 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пять лекций о кураторстве - 978-5-91103-237-1 - Мизиано Виктор - 2015 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371816 - 371816 - iBOOKS

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна