• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Art Management

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor


Шевнина Яна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Арт-менеджмент» знакомит учащихся с основными теоретическими аспектами, практическими методами и инструментами в сфере управления культурными проектами. Это междисциплинарная область на стыке медиа, культуры, экономики и социологии. Такая междисциплинарность обусловлена в первую очередь тем, что сегодня арт-менеджеры выступают в роли медиаторов между художниками, институциями и аудиторией. В ходе реализации курса студенты узнают об истории становления арт-менеджмента и институций искусства, освоят основы проектного менеджмента, маркетинга и фандрайзинга в культурной сфере. Особое внимание уделяется цифровым форматам — NFT, онлайн-музеям, метавселенным и этическим вызовам, таким как экологическая устойчивость и инклюзивный подход. Курс включает в себя освоение теоретического материала и реальных кейсов — от MoMA и Tate Modern до Garage, «ГЭС-2» и цифровых биеннале. Студенты будут учиться создавать свои собственные проекты, находить ресурсы для их реализации и выстраивать коммуникации с разными участниками арт-сцены.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основными принципами, инструментами и теоретическими основами управления в сфере искусства, современной культурной индустрии, включая ее институциональные, правовые, экономические и коммуникативные аспекты.
  • Развитие профессиональных компетенций студентов в области управления художественными проектами и учреждениями — от концептуализации и стратегического планирования до взаимодействия с аудиторией и устойчивого развития с упором на критическое мышление, этику и адаптивность в глобальной и цифровой среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы исторического становления и теоретическую базу арт-менеджмента как дисциплины.
  • Понимает различия арт-менеджмента, кураторства и культурного менеджмента.
  • Понимает типологию и функции культурных институтов, их связи с капиталом, идеологией и властью.
  • Имеет представления об основах экономики культуры, сбора средств и правовых основ, имеющих отношение к сфере искусства.
  • Ознакомлен с проблемами цифровизации, NFT и метавселенной для производства и управления в культурной сфере.
  • Владеет методами управления проектами (логические модели, SWOT-анализ, SCRUM/Agile) при проектировании культурных мероприятий и выставок.
  • Умеет разрабатывать маркетинговые стратегии для деятелей искусств и организаций, включая брендинг, сторителлинг и цифровое продвижение.
  • Умеет содействовать общению между деятелями искусства, учреждениями и аудиторией
  • Умеет проводить исследования и сегментацию аудитории для улучшения стратегий взаимодействия.
  • Способен критически оценивать этические, правовые и устойчивые проблемы в управлении в сфере искусства.
  • Умеет интегрировать теоретические знания и практические решения в управлении культурными проектами.
  • Имеет готовность работать в междисциплинарном контексте, адаптируя практики управления в сфере искусства к различным культурным средам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Арт-менеджмент как дисциплина
  • Арт-менеджер как медиатор и фасилитатор
  • Институции искусства: власть, капитал, идеология
  • Проектный менеджмент в искусстве
  • Цифровой арт-менеджмент. Аудитория и участие
  • Арт-институции и арт-менеджеры
  • Фандрайзинг и экономика культуры
  • Право и искусство
  • Маркетинговые стратегии в культуре
  • Целевая аудитория
  • Публика как соавтор
  • Стратегия продвижения арт-институции на рынке
  • Анализ фандрайзинговых кампаний культурных институций
  • Разработка сценария партиципаторного проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Семинарская работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Она оценивает не только знание студентами лекционного материала, но и их способность применять теорию на практике, демонстрировать критическое и творческое мышление, а также участвовать в профессиональных дискуссиях .
  • неблокирующий Индивидуальная работа
    Студенту необходимо выполнить индивидуальное задание и представить результаты на семинарском занятии перед аудиторией. Задание оценивает способность разработать комплексный и стратегически обоснованный медиаплан для онлайн-продвижения культурного мероприятия: художественной выставки, фестиваля или аналогичного проекта. Задание требует от студентов продемонстрировать навыки в области стратегических коммуникаций, цифрового маркетинга, анализа аудитории и креативного планирования контента в контексте арт-менеджмента.
  • неблокирующий Групповой проект во 2-м модуле
    Цифровой проект под ключ. Разработка онлайн-выставки на платформе (Kunstmatrix или аналог) — групповая работа. Разработка концепции и планирования (основная идея, смета, таймлайн, партнеры). Это групповое задание оценивает способность студентов совместно разработать, спланировать и представить полный цифровой выставочный проект на специализированной платформе (например, Kunstmatrix, Artsteps или аналогичной). Проект моделирует процесс профессионального арт-менеджмента и кураторской командной работы, делая акцент на концептуальном мышлении, цифровой реализации, планировании и презентации.
  • неблокирующий Доклад
    Преподаватель предлагает подготовить доклад на одну из предложенных тем в рамках общей проблематики курса. Это может быть стратегия продвижения арт-институции на рынке (на примере любой организации из сферы культуры), фандрайзинг (на примере конкретной фандрайзинговой кампании), краудфандинг (на примере конкретного проекта), разработка сценария партиципаторного проекта (с учетом аудитории и формата) и так далее. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём презентации – 5-7 слайдов, время выступления не более 7 мин. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все доклады. В случае, если какой-то из докладов не сделан, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Групповой проект в 3-м модуле
    Студенты разбиваются на команды (не более 5 человек), создают свою группу на одной из цифровых платформ или договариваются о сотрудничестве с администраторами уже существующего паблика и наполняют его текстовым и аудиовизуальным медиаконтентом, направленным на формирование, укрепление и поддержание идентичности своих подписчиков. Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку по десятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Групповой проект в 3-м модуле + 0.3 * Групповой проект во 2-м модуле + 0.1 * Доклад + 0.1 * Индивидуальная работа + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коленько, С. Г.  Менеджмент в сфере культуры и искусства : учебник и практикум для вузов / С. Г. Коленько. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 370 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01521-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469319 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинг менеджмент. 15-е изд. - 978-5-4461-0422-2 - Котлер Ф., Келлер К. Л. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/340124 - 340124 - iBOOKS

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна