• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project seminar “Sources of information in media communications”

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Жаворонкова Анна Николаевна


Сытикова Елизавета Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

В эпоху цифровизации, экспансии digital-платформ и нейросетей медиаиндустрия во всём мире переживает радикальную трансформацию. Однако такие понятия, как новость, инфоповод, информационное поле и источник информации, по-прежнему остаются базовыми категориями медиакоммуникаций. Дисциплина поможет студентам сформировать навыки написания и редактирования новостных текстов и интервью для различных видов медиа с учётом особенностей целевой аудитории. Они научатся извлекать информацию из различных источников и разберутся в таких понятиях, как факт, эксклюзив и фейк. Они получат представление о базовых принципах интервью: научатся искать спикеров, составлять и задавать вопросы, вести беседу и т.д. Эти знания и умения помогут успешно освоить другие образовательной программы и построить успешную карьеру в области современных медиакоммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний, навыков и компетенций, необходимых для профессиональной работы с новостным полем и источниками информации - как письменными, так и устными.
  • Отработка на практике базовых принципов написания и редактирования новостных текстов и интервью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре интервью.
  • Владеет орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими, семантическими, стилистическими нормами русского языка при написании и редактировании медиатекстов
  • Понимает разницу между интервью как журналистским жанром и интервью как способом получения информации
  • Владеет навыками мониторинга и анализа информационного поля и его сегментов
  • Имеет представление о таких понятиях, как новость, факт, фейк и эксклюзив.
  • Умеет определять степень эксклюзивности, актуальности и социальной значимости информации
  • Владеет практиками сбора и извлечения информации из письменных и устных источников.
  • Владеет основными приёмами проверки достоверности информации (фактчекинга).
  • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре жёсткая новость
  • Умеет грамотно осуществлять подготовку к интервью.
  • Владеет основными техниками ведения интервью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиа, информация и новость: соотношение понятий
  • Проблема актуальности и эксклюзива
  • Источники информации
  • Новость и аудитория
  • Редактирование новости
  • Новость и медиаэтика
  • Типология интервью
  • Подготовка к интервью
  • Знаменитые интервьюеры: от классиков до современников.
  • Психологические и этические аспекты интервью
  • Расшифровка и редактирование интервью
  • Интервью и аудитория
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание новостных текстов
    Студенты создают и продвигают в медиа тексты в жанре жёсткая новость. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – от 800 до 1200 знаков с пробелами. Студенты самостоятельно собирают информацию, интервьюируют ньюсмейкеров, выбирают цитаты, пишут материалы и сохраняют их в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои тексты и договариваются об их публикации в медиа или новостных пабликах. В случае, если какая-то из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Написание интервью
    Студенты ищут героев, составляют список вопросов, берут, расшифровывают, пишут и редактируют интервью. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – 8-12 тысяч знаков с пробелами. Как минимум одно интервью должно быть экспертным (человек интересен как специалист в определённой области) и одно – портретным (человек интересен сам по себе). Студенты сохраняют интервью в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.6 * Написание интервью + 0.4 * Написание новостных текстов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 34281 - Пиши, сокращай 2025: Как создавать сильный текст - Л. Сарычева; М. Ильяхов - Альпина Паблишер - 9785961494266 - 2024 - https://hse.alpinadigital.ru/book/34281 - Alpina
  • Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов : учебное пособие / А. В. Колесниченко. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 112 с. — ISBN 978-5-7567-0822-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97222 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 22113 - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - М. Ильяхов - Альпина Паблишер - 9785961442434 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113 - Alpina
  • Королёв, Е. А. 33 урока для будущих журналистов : учебное пособие / Е. А. Королёв, Н. А. Павлушкина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-9765-3915-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119150 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна