• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar “Introduction to Media Research”

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors


Дементьева Ксения Владимировна


Суворова Анна Александровна


Филатова Ольга Георгиевна

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Тематический модуль «Введение в медиаисследования» раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы, оформление результатов и этические вопросы. Тематический модуль под названием «Количественные методы в медиаисследованиях» познакомит со спецификой количественных исследований медиаконтента с акцентом на контент-анализе и опросных методах сбора информации. Наконец, тематический модуль «Качественные методы в медиасследованиях» посвящен качественному контент- и дискурс-анализам. По итогам освоения курса студенты выполняют практические задания: разрабатывают и пилотируют собственный исследовательский инструментарий как в индивидуальном порядке, так и в небольших группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в том числе в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Адекватно выбирает методы, стратегии, подходы.
  • Находит и использует научную литературу.
  • Находит качественные научные источники.
  • Оформляет текст, ссылки и список литературы согласно российским / международным стандартам.
  • Представляет и защищает проект медиаисследования.
  • Проектирует дизайн медиаисследования.
  • Работает с базами зарубежной научной периодики.
  • Разрабатывает дизайн исследования.
  • Проводит онлайн-исследования.
  • Составляет опросный инструментарий в качественных исследованиях.
  • Составляет опросный инструментарий в количественных исследованиях.
  • Описывает и применяет основы фрейм-анализа.
  • Описывает и применяет метод контент-анализа.
  • Описывает и применяет принципы построения выборки в медиаисследовании.
  • Самостоятельно делает обзор литературы.
  • Формулирует исследовательские вопросы.
  • Использует методологические концепции в соответствии с темой исследования.
  • Обосновывает методологические концепции и их применение в исследовательском проекте.
  • Умеет применять комплекс методов в рамках исследовательского проекта.
  • Разбирается в академических жанрах и имеет навыки составления соответствующих текстов в соответствии с их законами.
  • Умеет мыслить проектно и работать в команде.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаисследования как междисциплинарная область
  • Теория, поиск, обзор литературы и написание научного текста
  • Дизайн, методы и стратегии медиаисследования
  • Представление результатов исследования
  • Академическая этика
  • Количественный анализ медиатекстов
  • Количественный контент-анализ
  • Количественные опросные методы
  • Анализ количественных данных, их визуальное представление и границы применения количественного метода
  • Контент-анализ и кейс-стади
  • Качественные опросные методы
  • Нарративный анализ и фрейм-анализ
  • Дискурс-анализ и семиотика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий
    Для полноценного изучения специфики научной деятельности студентам необходимо присутствовать на занятиях. За присутствие на каждой встрече (два сдвоенных семинара) студентам ставится один плюс. Всего за курс самый активный студент может получить 14 плюсов за посещаемость.
  • неблокирующий Составление списка литературы
    Работа со списком литературы – это важная часть академической культуры. Она позволяет получить представления об изменчивости научных канонов, состоянии актуальных дискуссий, ключевых исследователях, научных учреждениях, периодических изданиях, а также о регулярных академических мероприятиях в сфере коммуникаций и медиа. В течение 1 модуля студенты формируют список актуальной литературы для своих курсовых работ в соответствии с утвержденной предварительной исследовательской темой. Список составляется индивидуально, сдается преподавателю с комментариями в формате документа Microsoft Word и оценивается по десятибалльной шкале. Оценка за данный элемент контроля умножается на коэффициент, указанный в итоговой формуле оценивания дисциплины, и суммируется с оценками за другие виды работ.
  • неблокирующий Практика разработки инструмента количественного исследования во 2 модуле
    После изучения количественных методов студенты разбиваются на группы по 4-5 человек и готовят презентацию, содержащую в себе: тему исследования в заданной методологии, его задачи, выборку исследования, а также анкету опроса. Студенты делают презентацию во время одного из семинарских занятий, её длительность - 5-10 минут в зависимости от требований преподавателя.
  • неблокирующий Написание тезисов для конференции
    В третьем модуле студенты учатся представлять результаты своего исследования в качестве тезисов для научной конференции. Тезисы – это краткое изложение исследовательской работы, содержащее в себе все основные пункты исследования (актуальность, основные концепции, методы исследования, основные результаты работы, выводы). Прежде, чем выполнять письменную домашнюю работу, студенты ознакомятся с правилами написания тезисов, сравнят изложение результатов исследовательских работ в трех академических жанрах (аннотация, тезисы, статья), выработают гайд написания тезисов для конференции. В основании написания тезисов будет лежать актуальная курсовая работа студентов, утвержденный в 1 модуле дизайн исследования. В дальнейшем написанные тезисы могут лечь в основу написания введения к курсовой работе, заключения, а также реальной заявки для студенческой и научной конференции. Студенты подготавливают тезисы в документе Microsoft Word в соответствии с требованиями изученного в 1 модуле ГОСТа. Объем тезисов – не более 1 страницы (3000 знаков). Работа должна содержать название, данные автора (ФИО, статус, аффилиация) и сам текст тезисов. Отдельные положения тезисов стоит оформлять в разных абзацах.
  • неблокирующий Практика разработки инструмента качественного исследования в 3 модуле
    После изучения качественных методов исследования (например, индивидуальное и групповое интервью) студенты разбиваются на группы по 4-5 человек и готовят презентацию, содержащую в себе следующие элементы: тему исследования в заданной методологии, его задачи, выборку исследования, а также гайд для индивидуального или группового интервью.
  • неблокирующий Написание научной статьи
    В рамках данного элемента контроля студенты, объединённые в группы по 3-4 человека (в исключительных, обоснованных случаях – 5 человек), научатся представлять результаты своего исследования в формате полноценной научной статьи. Научная статья – это основной жанр академической коммуникации, требующий строгой структуры, аргументированности, использования научного аппарата, корректного оформления и, что наиболее важно, добросовестно проведенного исследования. Выполнение задания включает в себя следующие этапы: 1. Выбор темы и фокусировка: Группа определяет конкретную исследовательскую проблему в области медиакоммуникаций, основанную на совместном исследовательском интересе, тема согласовывается с преподавателем. 2. Планирование и проведение исследования: Группа разрабатывает или адаптирует дизайн исследования, выбирает и применяет адекватные методы сбора и анализа данных (контент-анализ, дискурс-анализ, опрос, интервью, эксперимент, кейс-стади и т.д.), обеспечивает качество и достоверность полученных результатов. 3. Разработка структуры статьи: Студенты совместно разрабатывают детальный план статьи, соответствующий стандартной научной структуре: Введение, Материалы и методы, Результаты исследования, Заключение, Список литературы (или иной подходящей по критериям для конкретного научного издания). 4. Распределение ролей и написание: Члены группы распределяют разделы статьи для написания с учетом индивидуальных компетенций и интересов. Обязательны регулярные обсуждения и согласование содержания между авторами и с преподавателем, особенно при описании методологии и результатов. 5. Интеграция и редактирование: Написанные разделы объединяются в единый текст. Группа совместно работает над целостностью повествования, логикой аргументации, стилем и устранением противоречий, уделяя особое внимание связи между методологией, результатами и выводами. 6. Оформление: Статья оформляется в документе Microsoft Word в строгом соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание или иного стандарта, подходящего по требованиям к конкретному выбранному научному журналу. Особое внимание уделяется оформлению библиографического списка и внутритекстовых ссылок. 7. Написание сопроводительной записки о вкладе: Каждая группа готовит краткую записку (1 абзац), подписанную всеми участниками, в которой указывается процентный вклад каждого автора в общую работу (сумма должна составлять 100%). Задание оценивается по десятибалльной шкале. Оценка за данный элемент контроля умножается на коэффициент, указанный в итоговой формуле оценивания дисциплины, и суммируется с оценками за другие виды работ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.05 * Практика разработки инструмента количественного исследования во 2 модуле + 0.5 * Написание научной статьи + 0.2 * Написание тезисов для конференции + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.05 * Практика разработки инструмента качественного исследования в 3 модуле + 0.1 * Составление списка литературы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебник для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17663-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558820 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Дрещинский, В. А.  Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16977-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563082 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Радаев В. В. - 2001 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352970 - 352970 - iBOOKS
  • Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи : учебное пособие / Н. И. Колесникова. — 10-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 288 с. — ISBN 978-5-89349-162-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109556 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Короткина, И. Б.  Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учебное пособие для вузов / И. Б. Короткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20699-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558604 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Практики анализа качественных данных в социальных науках : учебное пособие / Нац. исслед. ун-т «Высшая школя, экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2497-8 - Полухина Е. В., отв. ред. - 2024 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/398037 - 398037 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна