• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and Practice of Public Relations

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Media
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors


Ильина Ирина Анатольевна


Филатова Ольга Георгиевна

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание дисциплины направлено на изучение роли и функций связей с общественностью в современной медиасфере. Рассматриваются базовые принципы и основы функционирования PR как науки и как особого вида коммуникационной деятельности. Курс сочетает теорию и практику: студенты познакомятся с основными теоретическими подходами к PR-деятельности и c основными методами и технологиями современных практик в данной сфере, включая медиарилейшнз, имиджмейкинг, репутационный и Event-менеджмент. Особое внимание уделяется взаимодействию с медиа, цифровым технологиям и креативным методам привлечения аудитории. По итогам освоения дисциплины студенты научатся выделять структурные характеристики групп общественности, грамотно работать с информацией, писать эффективные PR-тексты и успешно проводить различные мероприятия: от киноклуба студентов до музыкального фестиваля на крупной площадке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение базового комплекса знаний, компетенций и навыков, необходимых для выполнения функций специалиста по связям с общественностью в бизнесе, государственных структурах, некоммерческих организациях, культурных институциях, при создании и продвижении различных медиапроектов и медиапродуктов и организации событий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет анализировать эффективность PR-деятельности.
  • Уметь вести разнообразную контентную политику в зависимости от выбранного медиа и платформы.
  • Владеет основными концепциями и понятийным аппаратом теории связей с общественностью.
  • Понимает задачи, функции, направления деятельности различных субъектов PR.
  • Знает основные принципы работы с информацией, основы ньюсмейкинга в PR.
  • Имеет представление о характеристиках разных групп общественности, принципах их выделения для конкретных политических и бизнес-субъектов.
  • Владеет навыками взаимодействия с журналистами и блогерами, а также составления базы СМИ и инфлюенсеров
  • Использует основные технологии связей с общественностью – медиарилейшнз и событийный менеджмент при разработке PR-акций и PR-кампаний.
  • Знаком с основными принципами и подходами имиджмейкинга и репутационного менеджмента в бизнесе и политике.
  • Умеет создавать разножанровые PR-тексты в соответствии с коммуникационными задачами и с учетом требований к оформлению таких документов.
  • Понимает специфику работы с запросами журналистов.
  • Умеет работать с эксклюзивной информацией
  • Умеет адаптировать контент под разные каналы коммуникации.
  • Понимает особенности восприятия информации в digital-среде.
  • Владеет навыками работы с визуальным контентом.
  • Владеет практическими инструментами, позволяющими планировать коммуникационную кампанию.
  • Грамотно соотносит социологические данные с запросами и потребностями групп общественности.
  • Понимает принципы организации событий – от разработки концепции до пост-анализа, включая бюджетирование и логистику.
  • Разбирается в базовых юридических и технических аспектах мероприятий, включая составление договоров и формирование технического задания.
  • Умеет организовать событие под конкретные задачи.
  • Планирует и продвигает ивенты через SMM, медиапартнёрства, вирусные механики и цифровые инструменты.
  • Владеет навыками работы с подрядчиками и поставщиками: знает, как подбирать площадки, организовывать кейтеринг, вести переговоры и так далее.
  • Применяет креативное мышление – создает оригинальные работающие идеи в условиях ограниченных ресурсов.
  • Умеет управлять проектами и командами, решать нестандартные задачи во внутрикомандных коммуникациях.
  • Умеет презентовать и защищать свои проекты – аргументировать выбор форматов, бюджетов и решений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • PR как наука
  • PR как социальный институт и особый вид коммуникационной деятельности
  • Сферы PR
  • Технологии и методы работы со СМИ: основы медиарилейшнз
  • Эффективные PR-тексты: особенности создания и ключевые жанры
  • Мониторинг СМИ
  • Подготовка информационных документов для спикеров
  • Результаты и эффекты PR-деятельности
  • Антикризисный PR
  • Планирование и организация PR-кампании
  • Организация работы PR-подразделений в различных сферах PR
  • Создание событий: технологии и методы событийного PR
  • Профессиональная культура специалиста в сфере событийного PR
  • Консалтинг в системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов
  • Разработка концепции мероприятия: от идеи до брифа
  • Продвижение ивентов: digital и коллаборации
  • Техническое обеспечение: от звука до онлайн-трансляций
  • Формирование и управление командой
  • Управление проектами
  • Защита проектов: от теории к практике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание пресс-релиза
    Студенты создают PR-текст в жанре пресс-релиз. Темы работ утверждаются во время занятия под руководством преподавателя. Объём текста – от 1200 до 2400 знаков с пробелами. Студенты самостоятельно собирают информацию, готовят основной материал и цитаты спикеров, добавляют бэкграундную информацию и сохраняют текст в онлайн-документе к установленному сроку. На следующем занятии происходит разбор текстов.
  • неблокирующий Адаптация пресс-релиза для корпоративного сайта и соцсетей
    Студенты адаптируют готовый пресс-релиз (созданный ранее или предоставленный преподавателем) для публикации в социальных сетях (например, ВКонтакте, Telegram) и на корпоративном сайте. Объем адаптированного текста: - Для соцсетей – 600–1000 знаков (лаконично, с упором на вовлечение и обратную связь от пользователей). - Для сайта – 800–1500 знаков (более развернуто, с учетом веб-формата и аудитории корпоративного сайта). Задачи: 1. Переработать текст, сохранив ключевые детали, но изменив стиль под целевую площадку. 2. Добавить элементы, повышающие вовлеченность (хештеги, вопросы, интерактив для соцсетей; подзаголовки, списки, ссылки – для сайта). 3. Подготовить визуальное сопровождение (подбор стоковых или авторских изображений).
  • неблокирующий Подготовка пресс-кита
    Студенты разбиваются на группы по 4-5 человек, выбирают компанию (можно использовать как известные бренды, так и малые предприятия) и собирают о ней информацию. После сбора информации они должны составить пресс-кит, оформленный в виде в виде PDF-документа, и устно представить его на семинаре. Объем - не более 10 слайдов. В итоговом документе должны содержаться следующие элементы пресс-кита: - Общая информация о компании: история, миссия, ценности, цели. - Продукты или услуги: описание основных продуктов или услуг, их уникальные особенности. - Финансовые показатели: если доступно, представьте ключевые финансовые данные, такие как выручка, прибыль и т.д. - Новости и достижения: недавние события, достижения или награды компании. - Контактная информация: имена и контакты ключевых сотрудников, ответственных за связи с общественностью. - Мультимедийные материалы: фотографии, логотипы, инфографика и другие визуальные элементы, которые могут быть полезны для СМИ. Пресс-кит должен быть простым в навигации и содержать четкие разделы. Пресс-кит должен быть оформлен в виде PDF-документа или презентации: внимание на дизайн и визуальную привлекательность. Объем - не более 10 слайдов.
  • неблокирующий Разработка PR-стратегии
    Студенты разбиваются на команды по 5-6 человек и совместно готовят за 48 часов PR-стратегию для организации по направлению, теме и на срок, утвержденным совместно с преподавателем. Формат документа - презентация в формате ppt или pptx (или аналог). Количество страниц презентации - не менее 10. В документе должны быть представлены все основные блоки, необходимые для стратегического управления медиакоммуникациями (или планирования медиарилейшнз): преамбула, подборка ранее вышедших публикаций, цели, ключевые сегменты аудитории, тезисы, каналы коммуникации, спикеры, медиаплан, участие в специальных мероприятиях для СМИ. Студенты презентуют PR-стратегию в ходе защиты, которая длится 10-15 минут.
  • неблокирующий Воркшопы
    Студент участвует в воркшопе на каждом занятии по сценарию преподавателя индивидуально или в малых группах. Каждый воркшоп посвящен теме конкретного занятия, но может включать в себя уже пройденный материал в рамках курса или знания из других дисциплин. Воркшопы проходят в очном формате в аудитории. Студенты могут использовать онлайн-ресурсы для выполнения заданий. Результаты выполненного задания презентуются командой или выбранным спикером. Оценивается работа и вовлеченность как команды, так и спикера. В презентации может использоваться любая необходимая сопроводительная информация, которая дополняет и улучшает качество ответа группы. Оценка за данный элемент контроля является средней арифметической оценок за все задания. В случае, если какое-то из заданий не сдано, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества заданий, которые студент должен был выполнить в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Индивидуальные проекты
    По результатам каждого занятия студенты получают индивидуальное задание, основанное на пройденной теме. В соответствии с установленным дедлайном они направляют преподавателю свой материал для проверки. Каждый материал должен представлять собой авторскую работу и соответствовать правилам и нормам русского языка. До момента сдачи работы приветствуются уточняющие вопросы преподавателю, предложения или мотивированное мнение по условиям или процедуре выполнения задания. При оценке индивидуального проекта особенно ценится соблюдение дедлайна и соответствие требованиям оформления работы. Оценка за данный элемент контроля является средней арифметической оценок за все работы. В случае, если какая-то из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Групповой проект
    В течение модуля студенты формируют рабочие группы, состоящие из 2-5 человек, работают над концепцией мероприятия и проводят его полностью или частично. Они распределяют задачи и роли в команде, а также тайминг и очерёдность действий. Результатом групповой работы становится презентация концепции перед комиссией, состоящей из практиков медиаиндустрии. Темы для проектной работы могут предоставляться партнёрами образовательной программы или самими студентами. До момента сдачи работы приветствуются уточняющие вопросы преподавателю, предложения или мотивированное мнение по условиям или процедуре выполнения задания.
  • неблокирующий Тест
    Студенты пишут тест по теме курса в аудитории. Тест включает в себя 15 заданий, среди которых – вопросы с вариантами ответов, а также перечень терминов, предполагающих свободные ответы в форме определения данного термина. Пользоваться любыми материалами и мобильными телефонами строго запрещено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Групповой проект + 0.3 * Тест + 0.04 * Адаптация пресс-релиза для корпоративного сайта и соцсетей + 0.05 * Воркшопы + 0.05 * Индивидуальные проекты + 0.06 * Написание пресс-релиза + 0.1 * Подготовка пресс-кита + 0.2 * Разработка PR-стратегии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Борщевский, Г. А.  Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21393-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569895 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов - 978-5-4461-9380-6 - Азарова Л. В., Ачкасова В. А., Иванова К. А. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/378742 - 378742 - iBOOKS

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна