We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Literacy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Artemova, Diana


Zakharova, Aleksandra


Поздняков Георгий Евгеньевич


Rogachev, Stanislav


Travin, Alexander

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательных программ "Экономика" и "Логистика и управление цепями поставок". Практико-ориентированный курс, целями которого являются: развитие умения проводить исследования в области менеджмента, приобретение знаний о современных информационных технологиях, используемых для проведения исследований, получение знаний о работе в MS Excel, MS Word, MS PowerPoint и развитие навыков поиска и обработки информации. Специализированная часть курса для студентов ОП «Логистика и управление цепями поставок» содержит следующие темы: "Сбор и анализ данных" и "ГИСы. Пространственная визуализация".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в области экономики и менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных.
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука.
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах.
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели.
  • Различает ярлыки и символические ссылки на файлы и директории.
  • Способен конвертировать файл из одного формата в другой.
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперссылки, нумерацию страниц, содержание документа/презентации.
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п., владеет функционалом «горячих клавиш».
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения.
  • Умеет находить необходимую информацию и данные в Интернете.
  • Умеет ориентироваться и настраивать для продуктивной работы интерфейс MS Office (Word, Excel, PowerPoint) и приложений Google (Docs, Spreadsheets и.д.).
  • Умеет осуществлять визуализацию данных.
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вводить формулы, протягивать формулы, копировать данные из одного источника в другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах в MS Excel/Google.Spreadsheets.
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных.
  • Умеет работать с таблицами и графиками.
  • Умеет работать с текстом и изображениями.
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства.
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов, работать с Google Scholar и другими библиографическими источниками.
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах.
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы.
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Интернет и поиск
  • Медиаграмотность
  • Юридические аспекты информационных технологий
  • Компьютерная безопасность
  • Базовые текстовые технологии. работа с текстами в MS Office Word и в Google Docs
  • Работа с табличными данными в MS Excel и Google Spreadsheets
  • Подготовка презентаций: инструменты, пользование
  • Написание исследовательских работ
  • Основы работы с данными. Машинное обучение
  • Сбор и анализ данных
  • ГИСы. Пространственная визуализация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Прохождение онлайн-курса
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Курс посвящен ключевым темам цифровой литературы, таким как компьютерная грамотность, медиаграмотность, безопасность в Интернете и базовые подходы к обработке данных в текстовых, мультимедийных и табличных процессорах и т. д. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля.
  • неблокирующий Тест 1
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
  • неблокирующий Тест 2
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
  • неблокирующий Тест 3
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
  • неблокирующий Научно-исследовательский проект
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке (примечание: общая продолжительность экзамена 80 минут): https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Тест 2 + 0.05 * Научно-исследовательский проект + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.2 * Прохождение онлайн-курса + 0.15 * Тест 3 + 0.15 * Тест 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Freedman, J. J. (2013). Microsoft Word 2013 Plain & Simple. Microsoft Press.
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Muir, N. (2013). Microsoft PowerPoint 2013 Plain & Simple. Microsoft Press.
  • Rockoff, L. (2013). Microsoft Excel 2013 for the Business Analyst. Cengage Learning PTR.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827

Авторы

  • Травин Александр Сергеевич