• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Organizational Behavior

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructors


Shataeva, Olga

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина содержит изучение теоретических концепций в качестве базы для анализа практики организационного дизайна, формирования и развития организационного поведения. Разбор практических ситуаций позволит студентам выявлять факторы, формирующие поведение сотрудников: мотивация, лидерство и руководство, управление конфликтами и др. Дисциплина направлена на то, чтобы представить реалистичный подход к конкретным ситуациям в деловой среде в организации в различных аспектах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов способность применять теории и концепции организационного поведения к реальным организационным ситуациям, сформировать способность анализировать реальные ситуации и разрабатывать решения в целях повышения индивидуальной и организационной эффективности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет проблемы и вопросы, относящиеся к предмету организационного поведения
  • Применяет теории и модели мотивации для анализа и прогнозирования поведения сотрудников в организации
  • Применяет концепции организационного поведения для объяснения отдельных ситуаций
  • Применяет теоретический материал об индивидуальных характеристиках личности и установках работника, влияющих на трудовое поведение
  • Выделяет модели поведения работников организации и факторы их стимулирующие
  • Выявляет особенности организации работы в группе
  • Организует командную работу в соответствии с поставленными целями
  • Выявляет формы проявления власти в организации
  • Формулирует особенности руководства в различных ситуациях
  • Определяет и применяет оптимальные каналы коммуникации в организации
  • Выявляет миссию и цели организации
  • Определяет особенности организационной структуры и её особенности для управления организацией
  • Выделяет характеристики организационной культуры и её влияние на развитие организации
  • Применяет методы управления конфликтами
  • Применяет методы проектирования и проведения изменений в организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы организационного поведения
  • Индивидуальные особенности работников
  • Мотивация и стимулирование в организациях
  • Группы и команды в организации
  • Управление коммуникациями в организации
  • Власть, лидерство и руководство в организации
  • Управление конфликтами в организации
  • Организационный дизайн. Организационная культура.
  • Организационные изменения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Выполнение заданий на семинарских занятиях. Активность на семинарских занятиях оценивается по результату индивидуальной и/или групповой работы в соответствии с использованной учебной технологией: разбор кейсов, дискуссия, публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической задачи.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контроль освоения материала студентами в виде тестирования по изученным темам. Тест включает 30 вопросов: открытые и закрытые. Вопросы различного вида: с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, верно/неверно, сопоставление и т.д.
  • неблокирующий Задание
    Выполнение задания для последующей сдачи результата преподавателю (загрузка в SmartLMS) с последующим представлением на семинарском занятии или нет.
  • неблокирующий Эссе
    В период сессии необходимо будет загрузить индивидуально выполненное задание по итогам освоения курса. Детальные требования к содержанию эссе будут представлены в задании. Задание будет заблаговременно размещено в SmartLMS. Все эссе будут проверяться в системе Антиплагиат. Тексты и другие материалы, созданные с использованием идей других людей, должны быть обоснованы ссылками на работы этих других людей. Правила использования ИИ. 1. Использование сервисов ИИ не запрещено для таких целей как: генерации картинок или аудиоматериалов, оформления ссылок. Согласно п.2.4 Регламента организации проверки письменных учебных работ на наличие плагиата, использования генеративных моделей и размещения выпускных квалификационных работ обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на корпоративном сайте (портале) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в начале студенческой работы следует указать: 1) части текста, подготовленные с использованием генеративных моделей (вся работа, отдельные разделы или отдельные фрагменты работы); 2) для каждой такой части текста – цели и способ применения генеративных моделей (полностью сгенерированный текст, сгенерированный текст, подвергнутый авторской редакции, или авторский текст с использованием сгенерированных материалов); 3) для каждой использованной генеративной модели – ее наименование, ссылку на нее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (либо описание иного источника модели); 4) оценку эффективности применения генеративных моделей для достижения поставленных целей в 5-балльной системе. 2. В остальных случаях использование ИИ запрещено. В случае выявления использования ИИ в неразрешенных целях и/или отсутствия в работе студента упоминания и разъяснения использования ИИ в работе, студент получает оценку "неудовлетворительно" (0 баллов). Согласно п.15.2 ПОПАТКУС.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дорофеева, Л. И.  Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Л. И. Дорофеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07617-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512742 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Мкртычян, Г. А.  Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Г. А. Мкртычян, С. Ю. Савинова, О. М. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17628-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561271 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / под редакцией С. А. Баркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00926-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536102 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балабанова Е.С. - Организационное поведение - 978-5-16-018939-0 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2063426 - 2063426 - ZNANIUM
  • Голубкова, О. А.  Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09014-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561273 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Спивак, В. А.  Организационное поведение : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 207 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03535-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559740 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Кежун Людмила Анатольевна