Три вопроса преподавателю программы Маркетинговые технологии

На вопросы отвечает Марина Омельченко,  преподаватель дисциплины «Стратегический маркетинг»
Марина Омельченко

консультант и аудитор системы маркетинга в средних и крупных бизнесах, ТОП-менеджер с 12 – летним стажем

Какие требования у компаний к будущим маркетологам - выпускникам ВУЗов по специальности «маркетинг»?

Очень много зависит от стратегии компании. Если это лидер по инновациям, тогда маркетинг – локатор рынка, то есть востребована сильная аналитика и высокая скорость достоверной информации. Далее по цепочке: быстрая обработка данных; оценка инвестиций, разработка продукта; точно сориентированные на аудиторию коммуникации. Это очень динамичные компании с ярко выраженными указанными компетенциями. На эти компетенции и ориентируйтесь в плане своего профессионального развития. В любой компании маркетинг – иммунная система от старения и защита в рыночной среде. Ваша карьера обязательно должна состояться, если будете брать инициативу и иметь хорошие знания. А это зависит от того, насколько запросы бизнеса учтены в программе вашего ВУЗа, сколько и какие программы ведутся успешными практиками с актуальными кейсами. Как работодатель, я ищу специалистов, которые могут конкурировать с аналогичными кандидатами на рынке труда. То есть лучшие из них – те, у кого есть преимущества перед другими кандидатами в образовании и подтверждены навыками. Что нужно развивать для этого? Из коммуникаций на первый план выходят цифровые каналы, управление «самогенерируемым» каналом для контента, вовлечение ЦА в построение бренда. Чтобы организовать работу по новым разработкам, нужно иметь навыки проектной деятельности и аргументировать инвестиции в развитие. Креатив и рассказы историй успеха не актуальны, если маркетолог ничего не может сказать о своём вкладе в цифрах (рост в рублях, тоннах, стоимости бренда как актива собственника). Очень важно понимать бизнес-модель, ключевые каналы создания прибыли в компании. Сейчас, через год и т.д. Чтобы вести изменения, нужно знать материальную систему показателей и моральные ценности коллектива. Часто именно второе помогает организовать компанию вокруг идеи.

Какое качество специалистов по маркетингу сейчас является самым важным на рынке труда?

Это зависит от должности. Но грустно, что поверхностно схваченное образование не помогает пустить корни в профессию: бренд-менеджеры не понимают схему создания добавленной стоимости; продакт-менеджеры теряются в определении NPD, генерации идей в компании и видении альтернатив и угроз; аналитики – в Power BI; директора по развитию – в понимании оценки ресурсов и мотивации людей. По моей статистике конкурс на должность при заработной плате от 120 тысяч рублей – 6-7 человек на место (это среднее звено маркетинга).

Какие возможности карьеры и зарплаты у маркетологов в пост-пандемийный период?

Маркетинг охватывает большую площадь возможностей в компании. Из перечня основных направлений для роста в специализации «маркетинг»: аналитики (спектр в зависимости от целевых требований), бренд-менеджер, бренд-директор, продакт-менеджер, руководитель NPD, директор по проектам маркетинга, директор по развитию бизнеса, трейд-маркетолог, BTL& ATL менеджер, менеджер по коммуникациям и PR (он- , офф-лайн специалисты) и тд. Если говорить об оплате по вакансиям компаний-клиентов и партнёров:
- ассистенты и младшие менеджеры в зависимости от отрасли: 40-60 тысяч рублей (net);
- среднее звено/ специалисты с потенциалом или опытом: 60-180 тысяч рублей (net);
- руководящие должности (до директора по маркетингу): 80 – 360 тысяч рублей (net).
Как я писала выше, это зависит от качества знаний, уровня навыков и понимания ситуации. Нужно просто быть партнёром по бизнесу для своей компании, то есть иногда делать больше оплаченного.

Подробнее о программе «Маркетинговые технологии»