Микроэкономика: что это такое?

Что изучает микроэкономика, какие задачи решает и чем отличается от макроэкономики? Тяжело ли её изучать тем, кто далёк от экономики? Каков формат её изучения в Вышке? На эти и другие вопросы нам ответила Татьяна Александровна Анисовец, старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Микроэкономика: что это такое?


Татьяна Александровна, Вы преподаёте микроэкономику для студентов программы «Финансы» второго высшего образования. О чём этот предмет?

Несмотря на распространённое мнение, что экономика – описательная наука, в ней постоянно используются математические подсчёты. Микроэкономика изучает функционирование отдельных индивидов, фирм и рынков: как они устроены, почему и как на них влияют внешние факторы, что с ними будет происходить в дальнейшем. Так, например, мы узнаем, что случится с деятельностью производителя, если государство решит повысить для него налоги или, наоборот, даст возможность взять субсидию.

 

А в чём заключается отличие микро- от макроэкономики?

Микроэкономика рассматривает выпуск продукции отдельной фирмы, цены на конкретные товары и т. п., а макроэкономика изучает экономику в целом и исследует проблемы, которые касаются всех: безработица, валовый внутренний продукт, инфляция, банковская деятельность, фискальная и денежно-кредитная политика.

Когда государство планирует перейти к прогрессивной шкале налогообложения – это макроэкономика, а когда оно вводит новый акциз на конкретный товар – микроэкономика, хотя и то и то – налоги для государственного бюджета. Например, рынок нефти или сахарной свеклы – тоже микроэкономика.

 

На каком курсе и как долго изучается эта дисциплина?

Студенты программы второго высшего образования «Финансы» изучают её на первом курсе. Это один из базовых предметов, который длится два первых модуля.

 

Какой формат обучения Вы используете?

Я провожу занятия в форме презентаций, предварительно выкладывая их в систему LMS (англ. Learning Management System, система управления учебной деятельностью, используемая для совместного доступа к учебным онлайн-материалам).

На лекции мы обсуждаем прочитанный материал и разбираем наиболее важные пункты. Таким образом, студенты приходят подготовленными и заранее знают, на каких разделах темы хотели бы остановиться. Перед экзаменами они также получают тренировочные тесты и могут заблаговременно проверить уровень знаний, чтобы в дальнейшем лучше подготовиться.

Такой формат удобен и для тех, кто по каким-то причинам не смог посетить все лекции. Студент может изучить их дома, а потом прийти на решение контрольных, то есть задания будут для него уже знакомы.

 

Вы даёте рекомендации по выбору обучающей литературы?

Да, у нас есть программа, которая рекомендует к прочтению базовый учебник. Но у нас практикуется индивидуальный подход, поэтому тем, кто «дружит» с математикой, советуем дополнительную литературу. Всё зависит от начальной подготовки студента.

 

Какие задачи решают студенты на практических занятиях?

50 % обучения занимают лекции, а 50 % - семинары, на которых я стараюсь дать им комплексное понимание экономических процессов. Вместе мы анализируем графики, функции, а также факторы, которые на них влияют.

Постоянно решаем задачи из реальной жизни. Например, сколько нужно выпустить единиц продукции, чтобы получить безубыточное производство? Сколько государство получит налоговой выручки, если введет акциз на определенный товар? И другие вопросы.

 

На программу «Финансы» часто приходят люди из сфер, не связанных с экономикой. Насколько им тяжело понять этот предмет?

В микроэкономике много цифр и уравнений. Здесь нужно понимать математику и правильно считать, поэтому она может показаться для них достаточно сложной. Например, работая кредитным специалистом, нужно уметь читать бизнес-план: понимать, откуда взялись приведённые цифры; проверять, правильно ли посчитана предполагаемая выручка и т. д.

Однако в моей группе сейчас много тех, кто пришёл из неэкономической отрасли, например, юристов. И хочу заметить, что они очень старательно учатся. Да, им тяжело, но они хотят разобраться, задают вопросы. Пятеро уже получили экзамен «автоматом».

Вообще я всегда за то, чтобы студенты задавали вопросы. На лекциях можно сидеть и кивать головой, и будет казаться, что всё понятно, но потом лишь шаг в сторону – и всё. Поэтому пока есть возможность, как только захотелось что-то уточнить, нужно спрашивать, не стесняясь.

Кроме того, студенты читают учебники, а затем разбирают со мной отдельные моменты на семинарах. Таким образом, любая непонятная для них информация не остаётся без внимания.

 

Чему научатся слушатели курса микроэкономики?

Они будут понимать, что и почему происходит на том или ином рынке, а также объяснять и прогнозировать экономические процессы. Например, почему страны ОПЕК ограничивают добычу нефти, и как это повлияет на конкретный рынок? Почему сотовые операторы вместе поднимают цены на услуги, а Федеральная Антимонопольная Служба снова собирается их «наказать»?

Владельцы собственного бизнеса научатся устанавливать экономически оправданную цену на товар, что на самом деле не так уж и просто. Многим ведь кажется, что для увеличения прибыли нужно просто увеличить цену, но это часто не работает. Дело в том, что на рынке действует закон спроса – чем выше цена, тем меньше продукции мы хотим приобрести. И если товар сам по себе мне не очень важен и ему есть хорошая альтернатива, то я смогу от него отказаться. Поэтому собственник бизнеса должен понимать, что при повышении цен выручка может даже сократиться.

В общем, мы стараемся дать студентам полную картину экономических событий и явлений, научить их прогнозированию и грамотному обоснованию дальнейших действий.

С нетерпением ждём всех, кто также хочет получить знания в области экономики и финансов!

Спасибо!


Материалы по теме:
"Второе высшее: о курсе "Теория финансов"
"Программа второго высшего образования "Финансы": мнение студента"
"Финансист будущего: какой он?"

Узнайте подробнее о программе второго высшего образования: 
"Финансы"