• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сделать шаг вперед

Сделать шаг вперед

Атаманов Максим, главный инвестиционный аналитик дирекции по капитальным инвестициям группы "ИЛИМ", выпускник программы "Финансовый менеджмент"

Максим, скажите, до поступления на программу «Финансовый менеджмент» были ли Вы как-то связаны с финансами?

Конечно, был связан. Может быть, и не напрямую, поскольку не работал в финансовом отделе. До поступления в Высшую школу экономики я на протяжении двух лет работал в дирекции по стратегии, которая занимается стратегическим планированием и развитием компании, управлением продукцией. Нельзя сказать, что это именно финансы, но здесь присутствует серьезный финансовый блок – построение финансовых моделей, расчет маржинальной прибыли по реализуемой продукции и пр. Поэтому связь с финансами есть.

Почему, работая в сфере стратегического развития компании, Вы выбрали именно программу по финансовому менеджменту, а не по стратегическому развитию компании?

Здесь выбор во многом был обусловлен желанием немного изменить направление деятельности. И, наверное, стратегическое управление – это больше прикладной предмет, когда навыки вырабатываются на практике. На мой взгляд, невозможно научиться тому, как стратегически правильно управлять или планировать, это приходит с опытом, со знанием отрасли, в который ты работаешь.

В отношении финансов, когда ты владеешь базой, то можешь что-то предложить. В любой деятельности, и в продажах, и в стратегии, хорошие знания финансового менеджмента, например, методов расчета WAAC и собственного капитала, всегда будут полезны. Поэтому я решил, что программа по финансовому менеджменту будет для меня наиболее полезной и прикладной.

Когда шли на программу, было ли четкое понимание того, что хотите получить на выходе?

Наверное, четко структурированного и сформированного ожидания не было. Я довольно подробно знакомился с курсом и с учебным планом. Но как это часто бывает: учебный план – это одно, а как будет на самом деле, не всегда понятно. Были общие ожидания, что я смогу расширить свои знания, вспомнить то, что изучал в университете, потому высшее образование у меня по мировой экономике. Но знания по финансам нуждались в структурировании, и это то, что я ожидал получить от курса по финансовому менеджменту - структурировать уже имеющиеся знания и научиться чему-то новому.

На какие критерии Вы опирались при выборе программы?

Во-первых, наличие практической части. Во-вторых, время, которое длится курс. Я сравнивал курсы ВШЭ и другого университета, где была программа в формате повышения квалификации, которая длилась всего 3 месяца (вместо 7 месяцев в Высшей школе экономики). Когда я сравнил учебные планы, то понял, что программа ВШЭ, наряду с освещением общих вопросов, углубляется еще и в специфику. Когда у тебя образуется какой-то фундамент в течение полугода обучения, то потом все структурируется и получается больше пользы, чем когда ты просто приходишь на узконаправленный курс.

Немаловажную роль сыграли рекомендации людей о Высшей школе экономики и  её репутация как очень авторитетного учебного заведения.

Оправдались ли Ваши ожидания от обучения, и нашли ли применения те знаний, которые вы получили?

По большей части, оправдались. Произошли серьезные изменения в профессиональном плане – в рамках компании смена дирекции. На мой взгляд, это достаточно кардинальные изменения и новая сфера деятельности для меня – инвестиции и капитальное строительство.

На практике применяю, например, знания по инвестиционному анализу, который у нас вела Назарова Варвара Вадимовна, а также знания по финансовым исчислениям. А то, что пока не применяется на практике, способствовало повышению общей эрудированности и грамотности.

На какую тему Вы писали дипломную работы, и был ли этот проект полезен для Вашей работы?

Диплом писал по оценке стоимости компании методом дисконтированных денежных потоков. Думаю, что для компании эта работа может быть полезна, потому что тема слияний и поглощений всегда актуальна для любого успешно развивающегося бизнеса.

Какие предметы и преподаватели Вам запомнились больше всего?

Начну с преподавателя – это Назарова Варвара Вадимовна. Думаю, большинство одногруппников со мной согласятся. Она вела «Инвестиции», «Финансовый менеджмент» и «Рынок ценных бумаг». Еще очень понравился преподаватель по управленческому учету и контроллингу  - Гурьева Юлия Алексеевна, ставлю ей «5+». У меня в начале курса даже была идея написать работу по теме контроллинга, но потом, после беседы со своим бывшим руководителем, решил, что тема поглощений будет полезнее. Запомнился преподаватель по финансовому праву – Максимов Юрий Анатольевич, и по внешнеэкономической деятельности – Чуланова Галина Юрьевна. Все предметы были в той или иной мере интересны и полезны.

Почувствовали ли Вы отличия в обучении на программе дополнительного образования от классического университетского образования?

Конечно, разница есть. Я понимал, что высшее образование, во-первых, более  теоретическое, во-вторых, не дает посмотреть на вещи с точки зрения практики. Когда ты нигде не работаешь во время обучения в вузе, то и не осознаешь многие вещи, а когда у тебя уже есть опыт работы в одной компании, пусть даже ты работал в разных ее подразделениях, ты уже совсем по-другому смотришь на все, ты понимаешь, что и зачем нужно.

Были ли у Вас домашние задания?

На самом деле, домашние задания -  одна из неотъемлемых частей эффективного обучения, потому что на занятиях в аудитории больше рассказывает преподаватель, а ты слушаешь и записываешь. А чтобы потом еще раз это пройти – естественно, должно быть какое-то задание. Иногда вспоминались и студенческие годы, когда что-то приходилось экстренно доделывать.

А много времени приходилось тратить на домашние задания?

Например, по инвестициям, солидное время приходилось отводить на домашние задания. И это была одной из составляющих зачета. То есть формат работы совмещал и аудиторную и самостоятельную работу.

Расскажите, пожалуйста, про свою группу.

Группа у нас была относительно небольшой, но люди из совершенно разных отраслей. Например, был одногруппник из сферы технической продажи лакокрасочной продукции – мы с ним до сих пор поддерживаем общение. Еще поддерживаем связь с одногруппником, который занимается,  также как и я, инвестиционной деятельностью, только больше в финансовом направлении. В нашей группе все со всеми общались, и этому способствовали, в частности, командные задания. Это то, чего не хватало в университете, там больше воспитывалась именно индивидуальность, а здесь – командность. И ты понимаешь, что на практике человек большую часть времени работает в команде. Особенно это характерно для инвестиционной деятельности, где команды на проектах – это слаженный механизм, и если какое-то звено, один человек, выпадает из команды, то весь механизм сразу нарушается. На мой взгляд, один из положительных моментов обучения в Высшей школе экономики заключается в том, что здесь воспитывался командный дух. Это очень полезно.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Обучение в Высшей школе экономики для меня – это…»

Это было новой возможностью по-другому взглянуть на себя, оценить свои силы и сделать шаг вперед, который раньше не решался сделать, потому что чего-то не знал, и не хватало опыта. После обучения этот шаг удалось сделать, и я надеюсь, что это продолжится и дальше в позитивном ключе. Надеюсь, что еще приду в Высшую школу экономики на другой курс.

Подробнее о программе "Финансовый менеджмент"