Финансовый менеджмент в Высшей школе экономики: мнение выпускника
Дарья Зайцева (ПАО «Ленгипротранс»), выпускница программы «Финансовый менеджмент»
Расскажите, пожалуйста, немного о Вашей профессиональной деятельности.
По основному образованию я – политолог, заканчивала магистратуру факультета политологии СПбГУ. Три года я работала в исследовательском центре, который специализируется на выполнении аналитических работ и оказании консультационных услуг, в том числе в интересах крупных государственных корпораций и органов федеральной и региональной исполнительной власти. Когда началась моя учёба в Высшей школе экономики, я продолжала там работать, но задумывалась о том, чтобы сменить фокус деятельности.
А работали Вы в сфере финансов?
Нет, я работала в сфере аналитики широкого профиля, например, анализ развития регионов и рынков, реализации государственных программ поддержки и пр. Финансовая деятельность не была базовой, но нужно было понимать некоторые моменты из области государственного бюджетирования и бюджетирования предприятий.
Почему выбрали именно программу по финансам?
Я выбирала между программой «Финансовый менеджмент» и «Экономика и управление предприятием». Изучила обе программы и поняла, что финансовый менеджмент по структуре программы ближе к той аналитике, которой я бы хотела заниматься. Мне казалось, что направление «Экономика и управление предприятием» больше про то, как управлять на основе каких-то данных о деятельности предприятия. А в программе по финансовому менеджменту был широкий спектр курсов: корпоративные финансы, инвестиции, стратегический менеджмент, управление проектами, бюджетирование и другие. Поэтому я выбрала именно программу по финансам с точки зрения её комплексности.
Какие задачи Вы ставили перед собой, когда решили пройти курс?
Первая задача была просветительской – мне нужен был системный взгляд на основные моменты в области финансов, т.е. как развивается это направление, какие школы, теории и вопросы изучают студенты. Если бы я поступала, например, на бакалавриат по финансам, это было бы, конечно, более полное представление. Но за полгода обучения по программе переподготовки я довольно быстро получила системное представление об этой области.
Вторая задача – я задумывалась о смене работы, и мне нужно было подтянуть свои знания в области финансов.
Третья задача – я думала о возможности продолжения обучения в аспирантуре или на других программах, которые связаны с финансами, и курс по финансовому менеджменту рассматривала как вводный, подготовительный для себя.
И одна личная задача – по повышению своей финансовой грамотности, чтобы понимать, как со мной работают другие компании, когда я являюсь их клиентом.
Оправдались ли Ваши ожидания по поводу обучения?
В целом мои ожидания совпали с тем, что я получила по итогам программы. Я ожидала, что будет, с одной стороны, теоретическая подготовка, с другой – практические задания. Не могу сказать, что я делала ставку только на практику, я хотела получить комплексность, и я ее получила за 6 месяцев обучения, преподаватели полностью выполнили свою задачу. Если бы мне сейчас предложили выбрать что-то другое, я бы выбрала ту же самую программу.
Какие предметы оказались для Вас наиболее интересными и полезными?
Предметы очень сильно связаны с преподавателями. Одним из наиболее выдающихся преподавателей была Назарова Варвара Вадимовна, которая вела несколько курсов: корпоративные финансы, инвестиции, рынок ценных бумаг, оценка стоимости бизнеса. Она же была моим научным руководителем. Второй преподаватель – это Марковская Елизавета Игоревна, она вела финансовый анализ. Был очень интересный курс по управленческому учету, его вела Юлия Гурьева. Мне понравился ее подход и подготовленность. Также понравилась Баронене Светлана Геннадьевна.
Отличался ли как-то подход к обучению от классического университетского образования?
Отличался. Преподаватели не относятся к слушателям как к студентам – в этом плане они либеральны и относятся к слушателям как к коллегам, «на равных».
Нашли ли применение те знания, которые Вы получили за время обучения, в Вашей профессиональной деятельности?
Смело могу сказать – да. Временная теория стоимости денег была для меня открытием, и я поняла, насколько она сильна для финансовой отрасли и корпоративных финансов. И в целом знания в области инвестиций и оценки инвестиционных проектов были полезны, мне предстоит заниматься этим на новой работе.
Изменилась ли как-то Ваша жизнь во время учебы?
Да, изменилась. Я благодарна моему предыдущему работодателю, потому что мне пошли навстречу, иначе я бы не успевала на занятия. Поэтому было перенесено время начала и окончания рабочего дня. Конечно, было сложно, но я считаю, что это подъемно и можно сделать в рамках эффективного личного тайм-менеджмента.
Как у вас складывались отношения в группе?
Я нашла себе подругу и сохранила контакты одногруппников. В целом, у нас была интересная рабочая атмосфера.
Что бы Вы порекомендовали тем людям, которые только выбирают программу?
Это очень сложный вопрос, потому что у каждого своя жизненная ситуация, задачи и свой профессиональный бекграунд. Моя рекомендация будет такой: всегда понимать, зачем делается тот или иной шаг, во что инвестируются время и деньги, и что хочется получить на выходе. Если понять это, то обучение будет более эффективным.
Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы успешно учиться на программе?
Мне кажется, для того, чтобы лучше усвоить программу, нужно самому искренне интересоваться той областью, которую ты будешь изучать в рамках программы. Отвечая на Ваш вопрос – специальная подготовка, наверное, нужна, желательно, чтобы человек был как-то компетентен в том, что он собирается изучать в течение 6 месяцев.
Например, мне не хватило курса по финансовой математике. Мы получали готовый результат в виде формул на других курсах, но не изучали того, как эти формулы выводятся.
Продолжите фразу «Обучение в Высшей школе экономики – это…»
Это то, что очень сильно расширило мой горизонт и дало понять, что именно я не знаю. Я поняла, что в области финансов есть очень много сфер, которыми мне было бы интересно заниматься.
Подробнее о программе «Финансовый менеджмент»